ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                •  Дата публикации 8 декабря 2002 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ
О
Главная страница -                                                                     

Окно в солнечный мир

Стоянка
Иванова:

 

«…иногда мне кажется,
что я использую нити
мулине так же,
как масляные краски,
когда пишу картину.»


 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Стоянка Иванова


Имя болгарской художницы и дизайнера гобеленов Стоянки Ивановой хорошо знакомо каждому русскому любителю вышивки… И это не случайно. Солнечная Болгария и снежная Россия. Наши страны многое объединяет – вера, история, традиции… И, вне всякого сомнения, любовь к рукоделию. Примечательно, что
сайт Стоянки Ивановой «Солярия»
 – единственный иностранный сайт, имеющий русскую версию.
«Когда я давала имя своей фирме, я думала о стране Солярия – солнечной стране воображения, где среди живописной природы человек может отдохнуть от мирской суеты и «перенестись» туда, куда он захочет…», – говорит Стоянка.
А нам всем интересно – что же является источником её творческого вдохновения, как создаются такие замечательные схемы для вышивки, откуда вообще взялась идея для этой работы…
А начали мы свой разговор со Стоянкой с вопроса о том, так ли
уж разнятся вышивальные вкусы и пристрастия в наших странах…


    – Интересно, а каким дизайнам отдают предпочтение болгарские рукодельницы? Популярны ли в Болгарии так же, как в России, работы Lanarte, Dimensions и других известных фирм? Какой стиль более предпочтителен в Вашей стране – стиль старых мастеров, вроде голландской живописи, или же современный?

    
    – На протяжении десятилетий в Болгарии существовал единственный авторитет в этой области –
немецкая школа Wiehler Gobelin.
В начале нашей работы
приходилось очень трудно, так
как рынок был консервативным и следовал только за хорошо знакомыми именами.
К счастью, разнообразные и качественные модели, которые мы создали, знание вкуса
болгарского клиента и постоянное предложение бесплатных
моделей в некоторых газетах и журналах помогли нам утвердить себя на болгарском рынке.

Публикации в болгарских журналах

    Должна признать, что как дизайнер я тоже училась у Вилера. Это касается даже техники разделения модели на основную схему и детали, для возможности вышивания больших областей за меньшее время. Влиянием Вилера объясняется и предпочтение в Болгарии способов вышивки, названных малым швом (petit-point stitch) и гобеленовым швом (gobelin stitch). Вышивка крестом (cross stitch) непопулярна в Болгарии, это и объясняет, почему Dimensions и другие фирмы, предлагающие модели крестовым швом, здесь практически неизвестны.
    Более всего популярны пейзажи и портреты, а в последние десять лет – религиозные сюжеты. Они тоже имеют в своей основе картины старых мастеров. На выбор сюжета оказывают влияние и экономические, и правовые соображения – никакой дизайнер не имеет права использовать картину современного художника без разрешения автора (или его наследников до 70 лет после его смерти), а при наличии такого согласия дизайнер платит договорной процент от прибыли с продажи модели. В области авторского права существуют международные соглашения, которые подписаны почти всеми странами, включая Болгарию, Россию и бывшие советские республики.
    Анализ самых популярных в Болгарии гобеленов показывает, что здесь отдают предпочтение большим и сложным моделям, каждая из которых – сущий вызов любителю вышивать! Можно считать, что причины этого кроются в многолетних болгарских традициях вышивания. Несмотря на экономические и моральные кризисы последних лет, вопреки безработице и смене художественных направлений, истинные национальные ценности уцелели. Живо и желание болгарской женщины создавать красоту и уют, желание оставить после себя что-то ценное и неповторимое.
    
    – Почему картины старых мастеров представляют для Вас особенный интерес?
    
    – В семье моего отца двое художников, и благодаря этому я с детства изучала живопись и историю искусства. Затем я получила диплом архитектора в Софийском университете архитектуры и гражданского строительства, где сейчас преподаю. В университете я имела возможность продолжить изучение интересующего меня предмета. Особенно мне интересны эпохи Возрождения и Классицизма, и разработка схем для вышивки по живописным полотнам

Реставрация

Реставрация картины.
Синие краски со временем очень сильно темнеют и меняются, а точнее - теряются…


этого времени – продолжение моего интереса. Мне бы хотелось сделать искусство этих периодов более популярным среди любителей вышивки.   Также за последние несколько лет я открыла для себя множество великолепных работ художников викторианской эпохи и очень заинтересовалась пре-рафаэлитами.
Если уж мы затронули эту тему… Когда работаешь над картинами старых мастеров, приходится много читать о реставрации произведений искусства, особенно написанных маслом картин, которые от времени темнеют. Множество творений эпохи Ренессанса выглядят сейчас не так, как тогда, когда были написаны. Иногда изменения и повреждения картины столь серьёзны, что одних только знаний о ней недостаточно для

восстановления – необходимо изучать все творчество художника, то, как он использовал цвет, как рисовал, о чём при этом думал…
    
    – Как Вы считаете, вписываются ли Ваши картины, которые созданы вообще-то в классическом стиле, в интерьер современной квартиры?
    
    – Это очень интересный вопрос. Как архитектору и дизайнеру, мне не нравится анонимность минимализма как направления в современном интерьере – дома становятся однообразными, индивидуальность их обитателей теряется. Гобелен – не массовое изделие, напротив – сам способ его создания, выработки и вложенного в него труда превращают его в уникальный и ценный акцент современного интерьера. Вышивание гобелена предполагает и особое переживание. Если модель выполняется по сюжету известной картины, человек, её вышивающий, в продолжении месяцев словно находится в контакте с создателем этой картины, сопереживает его поискам, его пониманию красоты и гармонии.

    Должна вам признаться, прослеживая несколько итальянских журналов дизайна жилищного обустройства, я оказалась под сильным влиянием итальянского оформления интерьера. Любимый мой журнал – итальянская редакция AD – Architechtural Digest. Можно сказать, что это обстоятельство оказало влияние на мой художественный вкус и предпочтения последних 5-6 лет. Я имею в виду не прямое заимствование идеи, а воспитание стиля и художественного чутья. Надеюсь, что это видно и в оформлении моего сайта.
    Слишком просто сказать, что мои дизайны принадлежат к классическому стилю.
Я черпала вдохновение в произведениях художников, работавших последние 600 лет: от Ренессанса,   викторианского  искусства  до  школ  пре-рафаэлитов  и  импрессионистов.  Это творцы, исповедующие различные художественные идеалы.  Для меня очень волнующе было изучать их творчество, отсюда и мой профессиональный интерес.
Кроме того, я считаю, что вечные
ценности и вечные темы всегда
остаются актуальными.
Один из самых ценных уроков,
что я получила от моего преподавателя
по изобразительному искусству в Университете – то, что каждый человек
имеет право как на собственные художественные предпочтения,
так и на своё развитие в том направлении, которое делает его духовно богаче.
Не имеет смысла слепое следование модным тенденциям в искусстве без понимания и глубины. Этот урок дал мне свободу и возможность работать таким способом, который мне нравится, без слепого поклонения моде. Как вам известно, творцы редко классифицируют себя принадлежащими к определенным художественным течениям и школам.
«Дама в красном» Федерико де Мадразо

В работе дизайнера всегда
есть место для
эксперимента.
Так, например,
известный
дизайн
Стоянки
«Дама в красном»
в оригинале
Федерико де Мадразо
выглядит несколько иначе...

Дама в ...

    – В каком оформлении Вы предпочитаете видеть свои гобелены? Вы как-то представляете конечный результат, когда разрабатываете тот или иной дизайн?
    
    – В известном смысле гобелен, как и картина, – это взгляд из нашего мира в другой мир, созданный художником или дизайнером. Рама же – тот визуальный контур, который не только разъединяет, но и связывает один мир с другим. Подобрать подходящую раму довольно трудно, здесь не существует универсального решения. Выбор оформления зависит от стиля обстановки в помещении, от расположения гобелена, от того, например, как сочетаются между собой содержание и цветовое решение вышитой картины и цвет и освещенность стены, на которой она впоследствии найдёт своё место… Нельзя забывать и о личных предпочтениях владельцев.
    Потому я считаю, что задача дизайнера – создавать зернышко, дающее жизнь другому миру. Схема гобелена – зерно, в котором генетически заложен и описан этот другой мир. Моя работа – только начало, она немыслима без труда, усилия и чутья тех, кто пожелает взрастить это зерно собственными руками, вышивая шов за швом образ этого иного мира.
    
     – Какую свою работу Вы любите больше всего?
    
    – Трудно сказать... Я всегда сосредоточена на своей последней работе и очень стараюсь сделать ее как можно лучше. Как дизайнер, я имею свои предпочтения – портреты, картины религиозной тематики, цветы, пейзажи и т.д. Особенно люблю портреты, о чем нетрудно догадаться любому посетителю моего сайта.


– Есть уже идеи
для будущих дизайнов?

    
    – Одна из серий, работа над которой принесла мне много радости – это «Девушки с цветами» («Девушка с орхидеями», «Девушка с азалиями», «Девушка с камелиями» и «Девушка из Альгамбры»). Все эти схемы разработаны на основе моих картин, некоторые из них написаны пастелью, а другие созданы прямо на компьютере. Надеюсь продолжить эту серию, чтобы использовать все свои любимые цветы и стимулировать свою фантазию.
    В планах разработка схем по известным иконам, в частности, Владимирской Богоматери. Но сейчас пока я изучаю саму эту икону. Она написана более восьмисот лет назад неизвестным византийским художником и,
к сожалению, сильно пострадала от времени. Я бы хотела, чтобы
вышивка по моей схеме была более приближена к оригинальному,
а не к сегодняшнему состоянию иконы.
     – Планируете ли Вы продавать наборы или схемы своих дизайнов в России?
    
    – В конце лета мы приняли решение о создании филиала в Москве, который будет продавать наборы. На данный момент

мы изучаем русское законодательство и уже осуществляем конкретные действия по реализации этого плана. Пока же покупка возможна только on-line при оплате кредитной картой или с помощью Western Union.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
перейти на 2 страницу

Сделайте подарок
на Новый год и Рождество
себе или своим друзьям!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Закажите иллюстрированный
каталог-календарь фирмы "Солярия" на 2003 год!
На тридцати двух цветных страницах Вы найдёте уже полюбившиеся дизайны Стоянки Ивановой,
а также новые разработки,
которых ещё нет в on-line каталоге.

 
Заказать каталог-календарь можно на сайте "Солярия".
 
Стоимость каталога US$9.99
Каталог-календарь на 2003 год

компания кокос

© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"