ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                           •  Календарь обновлений        
Вернуться на главную страницужурнал для тех, кто любит вышивку...
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

Главная страница -                                                                                       

Делитесь своими идеями! Эта рубрика - для вас!
 

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

2013-04-11 20:04:25

В чем отличие светской вышивки от церковной? Ведь существует множество картин на церковную тематику, которые не становятся при этом церковной вышивкой. Вышивая картины на светскую тематику, мы получаем эстетическое удовольствие от вышивания, от полученного отображения мира. В иконе красота духовная выше красоты внешней. Икона в переводе с греческого — это «образ». Образ, который воплотил Слово. Слова Священного Писания находят свое образное выражение в линиях и красках православной иконы. В иконе все подчинено раскрытию внутреннего смысла, характерна подчеркнутая условность изображения. Читайте также нашу статью “Советы тем, кто приступает к вышивке икон. Схемы для вышивания икон“.

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Во времена военных походов или путешествий воины обязательно брали с собой копии икон в виде вышивки, ведь с иконой, написанной на доске, трудно было передвигаться или сражаться. Такая вышитая икона является копией с ее иконописного аналога. Была еще широко распространена другая древняя традиция — подвесных пелен под иконы. Они дополняли смысл иконописного образа. Пелены подвешивались под иконы ряда иконостаса и под аналойные иконы, сопровождали образы в христианских процессиях. Помимо этого, через подобные ткани подавались выздоровления. Так, одно из первых чудес от Казанской иконы Богоматери — исцеление слепого инока Иосифа, который прозрел после окропления святой водой, вытерев лицо пеленой от чудотворного образа.

С древности церковная вышивка, младшая сестра иконописи, следовала за иконописцами, повторяя их сюжеты и композиции, сохраняя их каноны и традиции. Иконописцы делали на ткани прорисовку иконы, а монахини по ней вышивали. Ежедневная работа начиналась с молебного пения, часто с прибавлением акафиста тому святому, над ликом которого шла работа. Мастериц кропили святой водой, и только после этого они приступали к работе. В процессе работы непрестанно читались Псалтырь, жития и поучения святых. Вся работа над изготовлением иконы сопровождалась молитвой. Монахиня, прокалывая ткань иглой с лицевой стороны, произносила: «Господи!» — а выкалывая с изнаночной: «Помилуй!» По окончании работ совершался благодарственный молебен.

Для вышивки церковных облачений и утвари, покровцев, убрусов существовали свои стили вышивки, для изображения ликов святых есть выработанный веками способ вышивки — лицевое шитье. Лицевое шитье по своей художественной выразительности приближается к иконописному мастерству. Вместе с тем оно находит все более широкое применение, украшая собой литургические комплекты и плащаницы, облачения священнослужителей и хоругви, шитые походные иконостасы и подвесные пелены под иконы. Лицевое шитье требует от вышивальщицы большого количества времени, терпения, внимания и определенной подготовки.

Это, в первую очередь, большой труд, труд духовный. Лицевое шитье считается каноническим в церковной вышивке. Что же касается вышивки в других техниках, таких как крестик, гобеленовый шов, которые расширяют возможности в вышивании икон для большинства желающих, здесь необходим совет священнослужителя, так как вышивка в таких техниках не каноническая. Перед работой следует показать схему для одобрения священнослужителю и попросить благословения на вышивание. По окончании работы икону необходимо освятить. Чаще всего такими иконами украшают комнаты храма.

Иконы еще издревле украшали жемчужным шитьем, где нанизывались жемчужина к жемчужине на одну нить и затем пришивались швом «вприкреп». Позднее для украшения икон стали применять и бисер.

Сейчас бисером иконы вышивают в трех вариантах.

В первом случае накладывают на ткань бумажную икону (или написанный образ на холсте) и обшивают только облачения и оклад.

Второй способ: лик вышивается лицевым шитьем, а облачение — бисером, также с помощью бумажной иконы.

Третий вариант: вышивают всю икону по счетной схеме, крестиком, но такая вышивка не является каноничной.

Принимая такое важное решение, как вышивание иконы, следует осознать всю ответственность перед работой. Какую бы технику вышивания вы ни выбрали, главное, с какими чувствами и мыслями вы будете работать.

Иконы Божией Матери.

С приходом в Древнюю Русь христианства почитание Богородицы стало одним из самых ярких проявлений русского благочестия. Православный народ воспринимал Пресвятую Матерь как ходатайницу, предстательницу перед своим Сыном, испрашивающую у Него прощение за грехи человеческие, поскольку из всех людей только Дева Мария переступила грань, отделяющую время от вечности, и уже находится в Царствии Божием. В литературе существует немало обращений к Божией Матери, что свидетельствует о глубокой духовности нашего народа.

На протяжении всей православной истории верующие постоянно обращались к заступничеству Богоматери через Ее иконные образы. Одних чудотворных богородичных икон, литургически празднуемых, около 160. Первые иконы Божией Матери церковные предания приписывают святому евангелисту Луке. И первая среди них — Владимирская икона Божией Матери.

Об иконе Божией Матери “Владимирская”.

Из всех богородичных икон «Владимирская» самая древняя, самая почитаемая, прославленная и любимая православным народом. «Владимирской» икона названа потому, что долгое время находилась во Владимире, признанном некогда центре Русского государства. По церковному преданию, она была написана еще в I в. святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола из жилища самой Богоматери. Еще о ней известно, что из Иерусалима ее перевезли в Царь- град, а оттуда в XII в. — в Киев в качестве дара константинопольского патриарха князю Юрию Долгорукому. Из Киева ее увез князь Андрей Боголюбский, построивший в ее честь храм в селе Боголюбове, но икона вскоре была перенесена во Владимир. Свою чудотворную силу эта святая реликвия проявила дарованием побед над врагами, а также умиротворением усобиц и мятежей. Так, при осаде Москвы войсками Тамерлана в 1395 г. эта икона, перенесенная сюда, уберегла город от штурма и с тех пор находится в столице России. При Иване Грозном перед ней молился Василий Блаженный, и его молитвой город был спасен от разорения ордами хана Гирея. Этому последнему событию и посвящено празднование 3 июня.

Чтимые списки с Владимирской иконы: Псково-Печорская «Умиление», Заоникиевская, Красногорская, или Черногорская, и Оранская.

Перед иконой Божией Матери «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
День памяти иконы — 3 июня (21 мая ст. ст.).

Икона Образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет».

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы на Афоне относят к XVI—XVII вв. На Русь икона попала через паломников в XVII—XVIII вв. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято- Алексиевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII ст. На иконе изображена Пресвятая Богородица, которая держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок, символически знаменующий неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Молитва перед иконой «Неувядаемый цвет» помогает людям в «нашествии печали», при потере близких людей, в состоянии одиночества. Во всех этих случаях Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга.

День памяти иконы — 16 апреля (3 апреля ст. ст.).

Об иконе Божия матерь “Казанская”.

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Казанская икона Божией Матери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Это одна из самых чтимых икон в Русской Православной Церкви. История появления иконы, ее явленные чудеса изложены в разных исторических источниках по-разному. Вот одна из историй.

Это случилось в 1579 г. после пожара в Казани, уничтожившего часть города. Девятилетняя девочка, дочь стрельца Матрона, жившая в Казани, увидела однажды во сне Пресвятую Богородицу и узнала от Нее, что под пепелищем сгоревшего дома находится чудотворная икона, которую надо откопать. Рассказу девочки никто не поверил, но сон повторялся снова и снова, и тогда Матрена сама принялась раскапывать пепелище и действительно нашла икону. Первый священник, который принял икону из рук ребенка, был будущий патриарх Московский Гермоген, один из наиболее прославленных святых Русской Православной Церкви. Вскоре икона явила первые чудеса исцеления. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина. В XVII в. с чудотворной Казанской иконы была списана копия для Москвы, и этот образ дважды спасал столицу от врагов и даровал русским победу. Есть копии Казанской иконы в Петербурге и других городах.

Перед иконой Божией Матери «Казанская» молятся о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменных, она является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют вступающих в брак.

На иконах Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.
Дни памяти иконы — 21 июля (8 июля ст. ст.) и 4 ноября (22 октября ст. ст.).

Икона “Спас Нерукотворный”.

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Первая икона возникла в виде отпечатавшегося на полотенце лика Иисуса Христа. Спас Нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют легенды. Одна из которых гласит: в дни явления Иисуса Христа на земле в Едессе, сирийском городе по ту сторону реки Евфрат, жил князь Авгарь. Страдая от болезни, он, слышавший о чудесных исцелениях, творимых Христом, написал Спасителю письмо с выражением веры в Него как сшедшего с небес Бога. Он приглашал Господа прибыть в свою столицу Едессу, предлагал Ему свою резиденцию для проповеди слова Божия и просил даровать ему исцеление и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение, уведомив царя письмом, что Его земная миссия закончена и Он восходит к Отцу Своему, а по воскресении Своем обещал послать к нему одного из учеников, который его исцелит. Тогда Авгарь послал своего художника написать лик Иисуса Христа, но тот не в силах был выполнить своей задачи вследствие чудесного сияния от лика Спасителя. По Своему человеколюбию, Господь, чтобы не опечалить князя, умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, и запечатленный образ на убрусе (плате), принесенный к Авгарю, дал исцеление. А почитаемый плат положен в иконографии и именуется Нерукотворенным Образом.
День празднования — 29 августа (16 августа ст. ст.).

Об иконе “Святой апостол Андрей Первозванный”.

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Святой апостол Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов. Сын Ионы, рыбака с озера Галилейского, он вместе с братом Петром был учеником Иоанна Крестителя. Когда учитель однажды указал им на идущего мимо Иисуса Христа, сказав: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», Андрей последовал за Ним и первым свидетельствовал о Нем как о Мессии. Потому его называют Первозванным. Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям Божественного Учителя, видел Его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя. После Вознесения Христа на небо Андрей пошел проповедовать Евангелие, призывая «покаяться и креститься».

Согласно жребию, апостол Андрей направился в страны Причерноморья и учил Слову жизни во Фракии, Скифии, углубился в край Новороссии, Кавказ, вернулся к Севастополю и, наконец, Днепром поднялся до гор Киевских. Благословил их, водрузил крест и сказал ученикам: «На сих горах воссияет благодать Божия и будет град велик и церкви многие».

Потом, продолжая свой путь, он достиг Великого Новгорода и варягов.

Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры (Патросе) в 62 году. По преданию, крест, на котором был распят апостол, имел особую форму — в виде латинской цифры X (в иконографии — Андреевский крест).

Святой апостол Андрей особо почитается россиянами и считается покровителем Российского государства. В 1699 году был учрежден первый и самый старший российский орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

С 1998 года этот орден является высшей наградой Российской Федерации. До октября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 году боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги.
День памяти святого апостола Андрея Первозванного — 13 декабря (30 ноября ст. ст.).

Об иконе Николая Чудотворца.

История вышивания икон Божией Матери нитками и бисером.

Полулегендарный духовный деятель, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд. Церковная литература считает достоверным не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничество за трех мужей в Мирах, спасение девиц от разврата, явление перед Константином Великим в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необъяснимыми происшествиями и знамениями. Даром чудотворения владеет и душа святого после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но нередко и в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские, это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют «Угодником», потому что все его деяния были угодны Богу.

Народный календарь отмечает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря (6 декабря ст. ст.); Никола весенний (летний) — 22 мая (9 мая ст. ст.).

Наниашвили И. Н., Соцкова А. Г. «Иконы. Рушники. Картины. Вышивка нитью и бисером». 2009. — 128 с. : ил. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Всё, что вы хотели знать о рукоделии и поделках своими руками – Трозо.ру

<< История искусств



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"