ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                           •  Календарь обновлений        
Вернуться на главную страницужурнал для тех, кто любит вышивку...
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

Главная страница -                                                                                       

Делитесь своими идеями! Эта рубрика - для вас!
 

Русский стиль, ткани. История развития текстильной промышленности коптов.

2013-04-27 20:04:49

Сколько бы мы не изучали историю и искусство, загадок остается предостаточно. Многие ли из нас знают о загадочном народе – коптах? О них ничего не сказано в учебниках по истории, а в альбомах по искусству сложно найти сведения об их уникальном искусстве – тканях. А ведь именно коптские ткани являются одними из самых ранних известных нам сегодня образцов шпалерного ткачества. Но начнем по порядку.

Копты – египтяне, исповедующие христианство. В древности греки называли жителей страны фараонов “айгип-тос”, то есть – египтяне. Арабы, завоевавшие Египет в середине VII века, произносили это греческое слово на свой лад. Они стали называть египтян, исповедовавших христианство, “кобтами”, или “коптами”. В настоящее время общая численность коптов составляет около двух миллионов человек, говорящих на арабском языке: распространенный в прошлом коптский язык используется сегодня только как церковный. Лишь в середине XIX века власти официально разрешили археологические изыскания в Египте. В 1896 году археолог Альберт Гайе начал раскопки в Антинаполе. Он разыскивал некрополи (захоронения), которые могли бы дать бесценную информацию об обрядах, повседневной жизни и культуре египтян в первые века христианской периода.

Выше: «Голова богини Тюхе». III-IV вв. Коптская ткань. Прекрасная ткань с изображением богини случая и судьбы – Тюхе (у римлян – Фортуна), почитавшейся как покровительница Александрии, Антиохии и др. эллинистических городов. В центре квадратного медальона выткана изящно склоненная голова богини с венчающими ее атрибутами: оборонительной городской стеной с башнями.

Выше: «Нил» – IV в. Коптская ткань. Изображение божества реки Нил с венком из длинных листьев водяных растений в облике могучего мужчины с атлетическим телосложением. Блики, выполненные на лице, груди и руке, придают фигуре особую рельефность. Энергичный поворот головы, экспрессивный взгляд широко раскрытых глаз, жесткий рисунок овала лица характерен для портретной живописи III в.

Копты, в отличие от своих предков, не практиковали мумификацию. Умерших хоронили в богатых одеждах и окружали дорогими вещами, которые благодаря песку и сухому воздуху хорошо сохранились. В небольших египетских селениях Саккаре. Фаюме, Ахмиме, кроме всего прочего, в захоронениях были найдены уникальные ткани небольшого размера – двухсторонние панно, вытканные шерстью по льняной основе, так называемые “коптские ткани”. После каждой экспедиции Гайе демонстрировал свои находки. Под влиянием этих выставок в Европе появился интерес к коптскому искусству. После выхода в свет Сары Бернар в нарядах в коптском стиле появилась даже мода на коптскую одежду. С искусством коптов связано имя и одного нашего выдающегося соотечественника – художника Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942). В 1920 году судьба забросила его в Египет, где он жил и работал около пяти лет. Билибин был в восторге от Египта, считая его наследие настоящим раем для художников. Особенно его интересовало искусство коптов.

“Что очень близко моему сердцу – это так называемое коптское, а по-моему, просто довизантийское искусство египетского производства, но совершенно без прежних древнеегипетских традиций”, – писал Билибин другу в 1924 году. – Это предок (и прямой, а не боковой) и нашего русского искусства. Египет был одним из первых государств, где в середине I века начало распространяться христианство. Копты считают, что основателем их церкви был святой Марк Евангелист, проповедовавший в Александрии (столица Египта в то время). К 395 году, когда Египет вошел в состав Византии, египетские христиане – копты, имели уже сформировавшиеся художественные традиции, оказавшие заметное влияние на культуру византийцев. Очень сложно однозначно охарактеризовать это уникальное явление. Ведь древнее коптское искусство в целом, и орнаментика тканей, в частности, впитав и переработав художественное наследие Древнего Египта, Персии, Античной Греции и Рима, явилось своеобразным синтезом языческих и христианских традиций.

Содержание и сюжеты коптского текстильного искусства на протяжении веков менялись. Так, в IV в. – начале V в. преобладали реалистические образы, жанровые сценки, чаще всего заимствованные из эллинистической мифологии; с середины V в. по VI в. – условные изображения на христианские темы; с конца VI по VII вв. широкое распространение получают ближневосточные мотивы, в том числе, известный сюжет “охота на львов”. В орнаментике часто встречаются изображения растительного орнамента.

Листики, винограды, вазочки; ведь это все перешло в Византию, а оттуда и к нам. Это – родная бабушка нашего стиля”. (И. Я. Билибин). Мастерство ткачей к III-V в. достигло высокого художественного уровня. Из Египта вывозили льняные полотна и тончайшую прозрачную ткань, которую называли “царский виссон”, прославивший александрийских ткачей далеко за пределами их родины. Для изготовления тех тканей, которые сегодня известны  как “коптские”, мастера-ткачи использовали различные волокна: хлопок, коноплю, шелк, но чаще всего – лен и шерсть.

Прочные льняные нити служили основой и не окрашивались, а легко окрашиваемые шерстяные – утком. Используя нити различных цветов, (иногда более двадцати оттенков), ткачи создавали различные изображения. Копты использовали все известные в то время техники ткачества: шпалерную, репсовую, брошэ и другие. Сотканные ткани использовали для изготовления одежды, поясов, изготавливались также панно для богослужений и ритуальных нужд. Как уже говорилось выше, в ранних сюжетах тканей прослеживаются эллинистические традиции: античные мотивы и мифологические персонажи. Из олимпийских богов коптские ткачи наибольшее предпочтение отдавали Дионису. Бога веселья представляли одного или в компании пляшущих и музицирующих сатиров, менад. Особенно часто на тканях встречаются изображения Геракла и сказочного певца Орфея. Нередки также сюжеты со сценами повседневной жизни, животного и растительного мира. Интересны изображения схватки человека со зверем…

Коптские ткачи интересовались и иконографией эпохифараонов. Египетский иероглиф “АНХ”, символизирующий жизнь, встречается в орнаменте тканей, сливаясь временами с изображением Христа. Что явно говорит о надежде на воскрешение. С утверждением христианства на тканях воспроизводятся сюжеты религиозного толка, появляются изображения креста – символа веры. Характер изображений становится схематичным, но для усиления зрительного эффекта вводятся цветовые контрасты. Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через дошедшие до наших времен многочисленные образцы текстильного искусства мы имеем возможность не только представить уровень развития ткачества в тот далекий период и познакомиться с художественным вкусами древнего загадочного народа – коптов, но и лучше понять наш родной и не менее уникальный  ”русский стиль”.

В статье использованы материалы интерактивного журнала “Шторы как искусство”. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или издателя.

Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру

<< История искусств



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"