ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                           •  Календарь обновлений        
Вернуться на главную страницужурнал для тех, кто любит вышивку...
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

Главная страница -                                                                                       

Делитесь своими идеями! Эта рубрика - для вас!
 

Работа с бисером у народов мира.

2013-04-30 20:04:48

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами из­делия отражают национальный колорит и свое­образие. Знакомство, пусть даже поверхностное, с некоторыми особенностями иноземных руко­делий не просто интересно, но и полезно, ведь иногда вид экзотического убора рождает инте­ресную идею, нетрадиционное решение.

Об истории возникновения бисера и технологиях его производства читайте в наших предыдущий статьях.

Африка.

К большинству африканских племен бисер по­пал с приходом европейцев. Поначалу цена его была очень высока – всего за несколько связок мож­но было купить раба. Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы – семена, ракушки, кости жи­вотных, скорлупа страусовых яиц, радужные кры­лышки жуков – не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Работа с бисером у народов мира.

Неудивительно, что ценился новый материал очень дорого, ведь традиционные местные материалы – семена, ракушки, кости жи­вотных, скорлупа страусовых яиц, радужные кры­лышки жуков – не так красивы и удобны в работе, требуют дополнительной обработки.

Бисер и бусы у народов Африки используют­ся очень широко как элементы костюма и его от­делки, а иногда они составляют практически весь костюм. Например, женщины племени туркана носят расшитые бисером передники, а на шее ог­ромные связки бус, из-под которых выпускает­ся кусок шкуры антилопы, сплошь расшитые бисером и бусами. Общий вес такого костюма может достигать 8-10 кг (рис. 4).

Способы работы с бисером у африканских мастериц такие же, как и у европейских, однако изделия, созданные ими, имеют мировую славу благодаря национальному своеобразию. Необыкновенно красивые круглые воротники-ожерелья на жестком проволочном каркасе делают масаи (Кения). Можно надеть сразу несколько таких во­ротников – один поверх другого. В дополнение женщины – масаи украшают себя многочислен­ными бисерными браслетами и головными украшениями, причем каждому возрасту соответ­ствует свой набор.

Любят украшения из бисера и мужчины. Чаще всего это бисерные ожерелья с нацио­нальным орнаментом. Иногда бисерный убор может быть очень большим и сложным. Например, королевские музыканты барунди поверх туники из леопардовой шкуры надевают перекрещива­ющиеся на груди бисерные ленты – все из белого и синего бисера, с узором в виде ромбов, зигза­гов, треугольников (рис. 5).

Работа с бисером у народов мира.

Это всего лишь несколько примеров, показы­вающих, что традиционное искусство бисера в Африке переживает в настоящее время период расцвета.

Индия.

Любовь индусов к украшениям удивительна и уходит корнями в глубокую древность. Об этом можно судить по древним росписям и скульпту­рам. Есть изображения, где на персонажах нет никакой одежды, кроме многочисленных укра­шений.

Украшения индийских женщин самые разно­образные: для прически, ушей и носа, руки ног. Общий вес украшений, надеваемых по будням, может достигать 3 кг. Неудивительно, что индий­ские женщины так украшены, ведь преподно­сить жене украшения- религиозный долг мужа. Женщина же должна украшать себя в присут­ствии мужа, снимать часть украшений в его от­сутствие и не носить их вовсе после смерти су­пруга. Одно из главных украшений – брачное ожерелье тали, или мангаль-сутра. В нем обяза­тельно должны быть черные стеклянные или фа­янсовые бусины и хотя бы одна золотая.

Вообще же бисер и бусы в Индии применяют­ся очень широко, причем изготавливают их из различных материалов. Для украшений исполь­зуются главным образом золото и серебро. Низ­ки бус соединяют между собой детали сложных многоярусных украшений. Вытачивают бисер и бусы из раковин, натуральных камней и, конеч­но же, делают из стекла.

Стеклянные бисер и бусы в сочетании с дру­гими материалами (например, кусочками слю­ды, зеркал, раковин) используют для вышивки. Существует и уникальная технология изготовле­ния браслетов, инкрустированных бисером и бу­сами. Их делают из лака (это особая смола, выделения насекомых, ее собирают в лесу на ветвях деревьев). Мастера добавляют в лак красители, затем из полученной теплой массы раскатывают «колбаски», расплющивают их молотком на на­ковальне и формируют плоский браслет, иногда прямо па руке женщины. Пока лак теплый, в него вдавливают, создавая орнамент, бисер, бу­сины, кусочки зеркал.

Северная Америка.

Бисерное рукоделие индейцев и эскимосов Северной Америки имеет дреки не традиции. Как и у народов Русского Севера, у них была потреб­ность в контрастном по цвету и фактуре матери­але для украшения одежды и предметов быта.

Одним из важнейших предметов для индей­цев являлся вампум – бусы, пояса, украшения из раковинных бусин. Это был важный символ  полномочий посла, доверия, гарантии выполнения обязательств. В важных переговорах и обря­дах передача вампума подчеркивала значитель­ность события.

Вампум являлся и средством запоминания – перебирая бусины, вспоминали произошедшие события (подобно чтению книг). Его наделяли и магической силой – он охранял владельца от злых духов. Белые торговцы оценили значение вампума для индейцев, и в стра­ну хлынул поток привозных стеклянных бус и бисера. Хотя для вампума стеклянные бусины использовались редко, однако в других видах ру­коделия они применялись широко.

У микмаков и ирокезов белая бисерная вы­шивка напоминает кружево со всевозможными растительными мотивами, усиками и завитка­ми. К середине XIX в. появилась рельефная вы­шивка и плотная цветная с полностью вышитым фоном. Некоторые племена центральных прерий заимствовали рисунки с восточно – азиатских ков­ров, завезенных белыми переселенцами. Появи­лись и реалистические изображения человека и животных в вышивке по мотивам так называе­мых «бухгалтерских» рисунков (рис. 6).

Работа с бисером у народов мира.

Приемы вышивки индейцев напоминают ев­ропейские. Один из них – пришивание отдельных бусин. Существует шитье «в прикреп». .При так называемом «ленивом стежке» одна и та же нить используется как для шитья, так и для на­низывания бусин, причем по несколько на один стежок. Параллельные стежки образуют полосы орнамента. В «стежке кроу (воронов)» (по имени племени, где он применялся) бисеринки «лени­вого стежка» дополнительно закрепляют второй нитью.

Кроме вышивки, существует и ручное ткаче­ство (без станка) с использованием шерстяных ниток и бисера. В тканых изделиях поверхность образована нитями, бисер же лишь составляет узор на их фоне. Так издавна украшали бисером воротники, ленты, пояса (рис. 7). Некоторые пле­мена подобным способом плели корзины, вклю­чая бисер в самоплетение.

Работа с бисером у народов мира.

Из бисера делали украшения, декорировали им предметы быта – сумки, колчаны для стрел, детские колыбели, одежду.

Бисерное рукоделие у коренных народов Северной Америки продол­жает развиваться и сейчас.

Россия.

Русское искусство работы с бисером тоже име­ет давние традиции. Поначалу мастерицы ис­пользовали природные материалы, преимуще­ственно жемчуг, который добывался в реках. Жемчугом украшали оклады икон, одежду ду­ховенства и знати, а также народный костюм. Особой роскошью отличалась отделка головных уборов.

Работа с бисером у народов мира.

Часто вся поверхность сплошь зашива­лась жемчугом, а сам убор дополнялся жемчуж­ной сеткой (поднизью), прикрывавшей лоб.

С течением времени добыча жемчуга в России сократилась, а материалов для отделки требова­лось все больше. Поэтому на смену жемчугу при­шли бисер и стеклярус. Само слово «бисер» тес­но связано с жемчугом – до середины XVII в. так называли оба этих материала. Для длинных стек­лянных трубочек существовало иное название «одекуй». и только  с ХVIII в. они стали называть­ся стеклярусом.

До XVIII столетия не было особой разницы между народным и светским рукоделием, но с появлением модных заграничных журналов она становится заметной.

Работа с бисером у народов мира.

В народном рукоделии би­сером украшали костюм, делали из него ожере­лья, гайтаны, пояса и пр.

В так называемом светском рукоделии область применения бисера была гораздо шире. Я говорю «так называемом», по­тому что большая часть изделий была выполне­на руками крепостных мастериц. Век расцвета бисерного рукоделия (ХVIII-ХIХ вв.) не состоялся бы без достаточного количества бесплатной рабочей силы. Бисером вышивали обои (стекля­русный кабинет китайского дворца в Ораниен­бауме), картины, обивку мебели.

Работа с бисером у народов мира.

В Качановке, имении графа С.Тарановского, бисерными вы­шивками был обит гарнитур из красного дерева.

Все вышивки выполняли крепостные мастери­цы. Обучение их начиналось в 8-10 лет в извест­ной высоким уровнем работ мастерской. Прой­дя курс обучения, мастерица могла выполнять сложные работы и обучать других. Много изде­лий создавали в монастырях, причем они отли­чались особой аккуратностью.

Светские дамы выполняли в основном неболь­шие изящные вещицы, предназначавшиеся в подарок или для украшения дома – картинки, кошельки, сумочки, чубуки для трубок, подстаканники и прочие.

Работали с бисером в разнообразных техни­ках. Одной из самых распространенных была вы­шивка. В крестьянских нарядах и для украше­ния предметов культа чаще всего использовалось саженье, или шитье по «бели». На ткани прокла­дывали рисунок льняным или хлопчатобумажным шнуром – «белью», к нему пришивали жем­чужины, предварительно нанизанные на нить. Каждая жемчужина пришивалась к шнуру по­перечными стежками. С появлением в рукоде­лии бисера и стекляруса вышивальщицы приме­нили старую технику к новым материалам.

В светском искусстве распространилось ши­тье «в прикреп».

Прием берет свое начало в золо­том шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шел­ковой тканью, чтобы усилить игру света на бисе­ринках. Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечны­ми стежками через промежутки в несколько би­серинок. При шитье «в прикреп» можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывались тесными парал­лельными рядами, прикрепляя стежками через одну – две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы. Подобную вышивку мож­но было выполнить и пришивая каждую бисе­ринку отдельно.

Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных ком­позициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вы­шивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изоб­ражения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. Со­хранились работы, выполненные по соломке. С 1830-х гг. использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварель­ными красками.

Техника вязания была удобна для создания объемных изделий – кошельков, сумочек, чубу­ков для трубок, подстаканников, бисерными ря­дами надвязывали чулки. Вязали крючком и на спицах. На нитку заранее набирали ряд бисери­нок по рисунку, а затем провязывали так, чтобы они оставались на лицевой стороне. Нитки с на­бранными бисеринками наматывали на бумаж­ки, фигурные деревянные палочки, иногда в ка­честве основы клубка использовали круглую косточку из куриного горлышка, затянутую сплошь бисерным вязанием.

Способы вязания были достаточно просты: столбики без накида при вязании крючком и чу­лочная вязка – при вязании на спицах. Вязание крючком использовалось чаще, видимо потому, что оно достаточно плотное, хорошо сохраняет форму. При вязании на спицах получалась более эластичная сетка. Малейшая ошибка в наборе би­серинок на нитку могла погубить все изделие.

Применяли особые приемы для украшения вязаных изделий. Например, при вязании на лицевой стороне оставляли не одну, а несколько бисеринок. Получался выпуклый участок рисун­ка. Чередуя выпуклые и плоские участки, мож­но было создать рельефный орнамент. Таким же способом выполнялась и бахрома из бисера.

Ис­пользовали и бисер различной величины, под­черкивая более крупным какие-то детали рисун­ка. Иногда гладкая вязаная поверхность украшалась одноцветным бисерным орнамен­том. Можно было получить и ажурную бисерную сетку, используя воздушные петли.

Техника низания применялась для изготовле­ния чехлов на шкатулки, подносы и др. Ткаче­ство использовалось для создания поясов, витра­жей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта на­клеивали на бумагу, на веера и  различные деревян­ные поделки. В конце XIX – начале XX вв. бисе­ром и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань-основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кро­ме того, до начала XX в. бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски.

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии.

В на­родном же бисер продолжали использовать, но уже в конце XIX в. древнее искусство потребова­лось возрождать.

В 1891г. М.Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально – ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губер­нии. Ученицы мастерской занимались вышив­кой помещичьего типа и низанием простейших изделий.

Крайний Север и Дальний Восток России.

Северные рукодельницы использовали два основных способа работы с бисером – низание и вышивка (чаще всего «в прикреп»).

Работа с бисером у народов мира.

Богатой бисерной вышивкой украшали свои изделия эвенки (тунгусы). В работе они исполь­зовали красный, желтый, зеленый, белый и чер­ный бисер. Орнамент был в основном геометри­ческий и состоял из полос, уголков, арочек и маленьких крестиков. Вышитая эвенкийскими мастерицами одежда представляла собой произ­ведение искусства, ее охотно покупали и другие народы Севера.

Под верхней меховой шубой эвен­ки (тунгусы) носили кафтан из оленьей замши с бахромой из звериного волоса по подолу и рука­вам. Грудь защищал от холода специальный на­грудник, богато расшитый бисером.

В светлом обрамлении нагрудника оставляли темные «окошки», на которых помещались крестообраз­ные вышитые бисером фигуры.

Бисером расши­вали и пояс, к которому подвешивали необходи­мые вещи: мужчины – трубку, огниво, кисет, нож. Женщины – игольницу, наперсток, сумоч­ку с нитками (оленьими сухожилиями).

Выши­вали по замше или сукну. Часто заранее заготав­ливали вышитую деталь, а потом вставляли ее в изделие. Например, в унты-торбаса из оленьих камусов вшивали по бокам бисерные вставки, со­единяя их вышитой перемычкой, и полосу из вы­шитого бисером сукна или бархата поверху.

Работа с бисером у народов мира.

Любят бисерную вышивку эвены (ламуты) и долгане. Главные цвета – красный и синий. У долган кайма праздничных шуб-парок укра­шена вышивкой по сукну (бархату) или по глад­кой коровьей (жеребячьей) шкуре. Бисером украшают головные уборы и оленью упряжь.

У нганасанов бисерная вышивка использова­лась главным образом для украшения головных уборов. Это кожаные или металлические обручи с завязками на затылке, украшенные полосой бисерной вышивки по красному сукну. С боков к металлическим кольцам привязывали длинные низки бус, которые спадали полукружиями на грудь и спину (рис. 8).

Работа с бисером у народов мира.

На европейской части Севера России славится саамская вышивка. Основой для нее служит сук­но исключительно красного цвета (рис. 9).

Ис­пользуется бисер трех основных цветов – белого, голубого, желтого, изредка синего, зеленого, пер­ламутрового, но никогда – черного. Достаточно сложные геометрические орнаменты вышивали по счету. Бисер нанизывали на жилку и шили «в прикреп», пришивая каждую бисеринку к ткани.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. Существуют школы бисероплетения, появляются сайты о рукоделии с видео -уроками по бисероплетению. Современные мастерицы придумывают но­вые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий женщина, как и сто­летия назад, хочет быть неповторимой. Укра­шения из бисера, затейливая вышивка—это то, что может выделить ее из толпы, придать не­которую изысканность ее наряду. Возможно, наш сайт о рукоделии и хобби  поможет освоить бисерное рукоделие и вы создадите то яркое и неповторимое изде­лие,  которое вырвет вас из однообразия серых будней.

Источник: trozo.ru

В статье использованы материалы книги «Бисерное рукоделие», Эвелина Тимченко. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей.

<< История искусств



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"