ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                           •  Календарь обновлений        
Вернуться на главную страницужурнал для тех, кто любит вышивку...
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

Главная страница -                                                                                       

Делитесь своими идеями! Эта рубрика - для вас!
 

Как делают бисер? Технология изготовления бисера.

2013-04-30 20:04:49

Технология изготовления бус и бисера в древнем мире была доведена до совершенства. Читайте также нашу статью “История возникновения бисера. Правда и вымыслы“.

Суще­ствовали различные способы и приемы производ­ства всевозможных сортов  бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (не проваренного стек­ла) формовали на нити, затем глазуровали и об­жигали. Во время обжига нить выгорала, а отвер­стия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бу­сины не рассыпались во время обжига. Соломин­ка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Как делают бисер? Технология изготовления бисера.

Собственно стеклянные бусы могли изготав­ливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму по­мешали металлический стержень). Иногда пере­мычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались.

Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытя­гивали трубочку, а потом ее рассекали. Бусы мог­ли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой спо­соб: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообраз­ный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абра­зива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. дои. э. В таких буси­нах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. За). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анали­зу. Поэтому ученые могут лишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной ра­боты. Занимались ею, возможно, злато – кузнецы.

Как делают бисер? Технология изготовления бисера.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 градусов Цельсия. При этом следили, чтобы стекло было легкоплав­ким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покры­вало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отвер­стие, перед нагреванием внутрь стеклянной труб­ки вставляли проволоку. Форму золоченым бу­синам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовле­ния таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Рассто­яние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле от­верстий (рис. 3,б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изме­няется технология. Стеклянные заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках ре­жут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо­вальной смесью (угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках запол­няются смесью, барабан нагревают. Стекло раз­мягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Поро­шок не дает им слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специаль­ным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оло­вом или позолотой.

Источник: trozo.ru

В статье использованы материалы книги «Бисерное рукоделие», Эвелина Тимченко. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей.

<< История искусств



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"