ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                           •  Календарь обновлений        
Вернуться на главную страницужурнал для тех, кто любит вышивку...
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

Главная страница -                                                                                       

Делитесь своими идеями! Эта рубрика - для вас!
 

История возникновения бисера. Правда и вымыслы.

2013-05-01 20:04:17

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течени­ем времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристра­стия.

История возникновения бисера. Правда и вымыслы.

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный бисер.

И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготов­ления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные мате­риалы: металл, фарфор, всевозможные пластмас­сы.

Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонто­вой кости.

История возникновения бисера. Правда и вымыслы.

В Китае бисер был фарфоровым.

Во многих странах издавна делали металли­ческие бусы и бисер. Например, на Декане (Ин­дия) обнаружены медные бусы III-II тысячеле­тни до и. э. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов (золота, серебра) в Аф­рике. доколумбовой Америке, Индии. Напри­мер, в захоронении на «королевском холме» Мапунгубве (Зимбабве) обнаружены кости, пересыпанные двенадцатью тысячами золотых бусин.

В Мексике золотые бусины были не толь­ко круглыми, но и фигурными – в форме зубов ягуара, например.

В Индии золотые и серебря­ные бусы и бисер производят до сих пор.

В Евро­пе металлический бисер стал популярен в XIX столетии. Он получил название «стальных брил­лиантов». Бисеринки воронили, золотили, поли­ровали.

Металлический бисер делали во Фран­ции, Германии. Лучшим считался английский: в России широко использовался тульский. Суще­ствовал и собственно золотой бисер европейско­го производства – это недавно доказали ученые.

С помощью рентгеноспектралыюго анализа ис­следовали бисеринку из вышивки XIX в. и уста­новили, что она изготовлена из золота 56 пробы.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рож­дало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусин­ки? В Туркмении появилась прекрасная и печальная легенда о драгоценном бисере: где-то в горах есть пещера – жилище дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточает их в ней. Прикованные к скале, красавицы веч­но плачут, а слезы их превращаются в драгоцен­ный бисер…

Так гласит легенда. Как же было на самом деле?

Начнем со стекла. Часто открытие секрета его производства приписывают финикийцам. Пер­вым эту легенду записал Гай Плиний Старшин, римский историк, живший в I в. в. э. Согласно ей, финикийские купцы, плывшие из Африки с грузом соды, на ночь пристали к берегу и приня­лись готовить ужин. Но камней поблизости не оказалось, и пришлось обложить костер куска­ми соды.

Наутро в золе был обнаружен чудесный слиток, чистый и прозрачный, как морская вода, твердый, как камень.

Эту легенду повторяют до сих пор, хотя изве­стно, что самое древнее производство стекла су­ществовало в Египте. Египтяне первыми на­учились варить стекло. Самая древняя бусина диаметром около 9 мм из зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

Существовали и великолепные египетские бусы из фаянса. Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египет­ского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрыва­ли цветной поливой на стекловидной массы. По составу этобыло уже стекло, нос несколько иной технологией нроизяодетва. Оно не было прозрач­ным, т. к. служило для имитации драгоценных и поделочных камней. Коричнево-красное, зеле­ное, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соеди­нения меди, марганца, железа, свинца.

К XVI в. до н. э. стеклоделие в Египте достиг­ло расцвета. Цветными фаянсовыми вставками инкрустировали стены, полы, колонны, отделы­вали мебель и ларцы. Из стекла выполняли кра­сочные мозаики и, конечно, различные украше­ния, вазы, флаконы, заупокойные статуэтки. В 1924 г. в Лмарне нашли стеклянную виноград­ную гроздь, ягоды которой были сделаны из стеклянных бусин зеленого, синего и коричневого цвета (чтобы отобразить их различную степень зрелости).

Ассортимент египетских бус и бисера был весьма разнообразен: от мелких разноцветных до крупных и фигурных.

История возникновения бисера. Правда и вымыслы.

По форме это могли быть цветы, шишечки, листья, стилизованные рако­вины (рис. 1).

Очень хороши бусины в виде цвет­ка с сердцевиной другого цвета (например, белая ромашка с красным сердечком). Изготавливал и их особым способом: еще горячую бусину инк­рустировали кусочками цветного стекла.

История возникновения бисера. Правда и вымыслы.

Круг­лые бусины часто украшали белым орнаментом в виде точек, зигзагов, полос (рис. 2). (Позже бусы с белым орнаментом служили образцом для под­ражания мастерам Александрии вэпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.) Очень ценились бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Бисер и бусы из стекла использовали как вспо­могательный материал для создания украше­ний. После изобретения сетчатого низания ста­ли изготовлять самостоятельные произведения из бисера. В своей книге  В.Дудорева «Бисер в старинном рукоделии» упоминает одеяние в виде сетки из крупного голубого и зеленого бисера с вплетенными изображениями египетских богов. Подобные сетки использовали и в погребальных обрядах – ими покрывали умершего, само место захоронения осыпали бисером, а на шеи мумий священных крокодилов надевали ожерелья.

Египетские бисер и бусы были известны во многих странах. Их везли купцы через Массилию (Марсель), Ольвию (блиа устьев Буга), Аквилею к варварам в страны Европы. Египтяне предпри­нимали торговые экспедиции к восточному побе­режью Африки, в легендарную страну Пунт. Сре­ди товаров для туземцев были бисер и бусы.

В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным.

Около 200 г. до и. э. его начали прессовать в от­крытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления до­машней утвари.

Известна была и техника золочении стекла. Золотой листочек наклеивали па поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаля­ли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Пли­ний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.

Римляне первыми вставили стекла в окна до­мов, правда, стекла эти были шероховатыми с одной стороны и рассеивали свет.

Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия – до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византин стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.

К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мас­тера делали мозаичные стекла, эмали (кстати. русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и брасле­ты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозил и бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн – Фадлан (Х в) писал: «Самое лучшее из укра­шении у них (русов) – это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относи­тельно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен».

Рус­ское производство стекла пришло в упадок во времена монголо – татарского ига.

Венеция же на долгие века стала европейским центром стеклоделия. Венецианский бисер расхо­дился по всему миру. Его обменивали на золото, меха, экзотические редкости, рабов. Знаменитый купец Марко Поло был сыном известного бисер­ного мастера. В своих путешествиях он убедился в большом спросе на этот материал. Эти его впе­чатления дали новый толчок росту производства бисера.

Позже еще один импульс дало стеклоде­лию открытие Америки, когда появился индей­ский рынок сбыта. Поставлялся бисер, без сомне­ния. и на итальянский рынок.

По свидетельству путешественника Кейслера (первая половина XVII в.), генуэзские девушки для погребальных торжеств надевали головные уборы, низанные из черного шлифованного бисера разных сортов и форм. Бисеро – стеклянные изделия стали главным предметом венецианской торговли, а значит, не­обходимо было сохранить монополию на их про­изводство. Поэтому в 1275 г. правительство Вене­цианской республики запретило вывоз сырья. необработанного стекла и осколков.

Во избежание пожаров все стекольное производ­ство с 1221 г. было перенесено на остров Мурано. Останавливаться там иностранцу было опасно, потому что стеклоделы часто промышляли разбо­ем, а правительство не решалось их преследовать за это. Устекольных мастеров была и  ещё одна важ­ная привилегия: их дочерям разрешалось выхо­дить замуж за патрициев, а их внуки уже счита­лись патрициями. Многие государства Европы старались заполучить венецианские секреты и ма­стеров. Иногда это удавалось. Но кара за выдачу секретов производства стекла была жестокой. От вывезшего их требовали возвращения на родину, в противном случае арестовывали всех его родных. Если мастер упорствовал, его находили и убивали и только после этого освобождали родственников. К XVII в. переманивать стеклоделов стало не нуж­но, т. к. в 1612 г. во Флоренции вышло сочинение Антонио Нери «Искусство стекла» с подробным технологическим руководством.

В XIV столетии производство «лесного» стек­ла сложилось в Богемии (Южная Чехия).

Здесь вместо соды использовал и древесную золу (отсю­да и название – «лесное» стекло). Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

Появились стекольные мастерские в Германии и Франции. Жестокая конкуренция вынуждала венецианских масте­ров изобретать все новые приемы производства и создавать различные сорта бисера и бус. Одна­ко разнообразие не спасло венецианское стекло­делие, и в XVIII столетии начался его упадок.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарс­ким нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрож­дения пришлось ждать несколько столетий.

В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в1668 г. к нему добавился еще один – в Измайлово. В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого го­сударства, поэтому росло количество заводов, по­вышался художественный уровень изделий. Но производство бисера и стекляруса связано толь­ко с одним предприятием – Усть – Рудицкой фаб­рикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. Великий рус­ский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возро­дить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из Рос­сии в обмен на бисер и стеклярус.

Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоно­сова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галанте­рейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались бо­гатейшей цветовой гаммой. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпушено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учи­тывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился.

После смерти Ломоно­сова производство в Усть – Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем. В наши дни основную массу бисера везут из Чехии, Тайваня, Индии. Чешский бисер отличается наиболее высоким качеством и разнообра­зием оттенков и форм.

Источник: trozo.ru

В статье использованы материалы книги Эвелина Тимченко «Бисерное рукоделие», издательство “Русич”. Для полного ознакомления с материалами книги советуем приобретать её у распространителей или в издательстве.

<< История искусств


Ультразвуковой отпугиватель мышей цена: купить отпугиватель крыс и мышей otzverey.ru.

© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"