ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                  •  Дата публикации 15 ноября 2002 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ
Главная страница -                                                                 

"Руки работали, а сердце дарит"






Продолжение. Вернуться к первой части.
E.С. Юрова

ТАРИННЫЕ РУССКИЕ РАБОТЫ ИЗ БИСЕРА

    СКОНИ очень много вышивали в монастырях. В частности, у знатока русского быта Мельникова-Печерского читаем: «Пойдешь по светлицам: там они (белицы-монашенки. – Авт.) сидят, бисерные кошельки вынизывают, шелковы пояски ткут, по канве шерстями да синелью вышивают...»
    Рукоделием занимались в монастырях вплоть до революции. В воспоминаниях А.Мариенгофа упоминаются «...ночные туфли, вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела-монаха Печорского монастыря». Заметим, и автору этих строк известна дорожка, вышитая монахом, который долгое время после 1917 года зарабатывал таким образом себе на хлеб.
     Среди мужчин, занимавшихся вышиванием, были в свое время не только монахи. Очень интересные факты приводятся, например, в статье «Гоголевский губернатор за пяльцами», опубликованной в одной из ленинградских газет в 1927 г. В ней говорится, что образ вышивавшего по тюлю губернатора отнюдь не гипербола. Эта использованная Гоголем деталь была достаточно типична. «...Добросовестный и точный бытописатель провинции А.С.Афанасьев-Чужбинский... выводит (в «Ремонтерах прежнего времени») лихого гусарского корнета Солоницына, который усвоил всевозможные женские работы. В особенности он отлично вышивал шелками, и занятие это обратилось у него в привычку. При отправлении его в полк шел совет родственниц, прилично ли юнкеру иметь небольшие пяльцы, и совет решил единодушно, что гораздо же приличнее молодому человеку в свободное время вышивать в пяльцах, нежели напиваться и ночи просиживать за картами. Конечно, вышиванье дело не мужское, но и Петр Петрович, и Павел Ильич, и даже артиллерийский полковник вышивают, не стыдясь своего мирного занятия, никому не вредящего. Вследствие этого Солоницын был снабжен хорошенькими пялечками, шелками и узорами...». В той же статье находим, что «посмеявшись над идиллическим занятием губернатора, Гоголь посмеялся и над своим собственным любимым времяпрепровождением». А.М.Зедергольм, дочь его друга М.П.Погодина, близко его знавшая, рассказывала, что «Гоголь любил вышивать по канве, но об этом никому не говорил и скрывал это от посторонних». А вот еще одна любопытная цитата на эту же тему из «Дневника чиновника» С.П.Жихарева. В записи от 25 декабря 1806 г. говорится: «В кабинете у А.И.Корсакова я заметил пяльцы с вышитым по канве изображением богоматери. Мне показалось искусство необычайным: точно миниатюрная живопись. Я думал, что это работа какой-нибудь дамы, но А.И. объявил мне, что в свободное время он вышивает сам и очень любит это занятие. Я изумился и едва мог поверить, что этот почтенный человек мог быть такой великий искусник на женские рукоделья,
однако ж за обедом у Лаббата И.П.Эйнбродт подтвердил мне справедливость слов его и при этом рассказал, как это необыкновенное искусство его в вышиванье однажды было поводом к очень забавному недоразумению. А.И. поднес ее величеству императрице Марии Федоровне вышитую картину своей работы, которая могла назваться чудом искусства и терпения. Императрица, не думая, что такое превосходное шитье могло быть делом мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение которой-нибудь из бывших его родственниц и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги». Кроме воспоминаний современников, можно привести и вещественное доказательство того, что вышивающий губернатор не был выдумкой Гоголя. Им может служить вышитая шерстью картина, изображающая кавалера на лошади, похищающего даму в восточном костюме, и датированная «19 сентября 1853 г.». По свидетельству владельцев вышивки, она исполнена их предком – тамбовским губернатором. Как бы то ни было, вышивающие мужчины были все же скорее исключением, чем правилом, и подавляющее количество вышивок выполнялось все-таки женщинами.
Похищение из сераля 1853 г.56,5 х 42,3 В верхнем правом углу дата " 19 сент. 1853 г." Вышивка шерстью полукрестом по канве.
    Особым техническим совершенством отличались монастырские работы и изделия крепостных мастериц: на изнанке изделия профессиональная вышивальщица никогда не оставляла ни узелков, ни концов ниток. Кроме того, пришивая одну за другой бисеринки, мастерица следила за тем, чтобы прикрепляющие их нитки всегда проходили параллельно нитям ткани, так что на изнанке вышивки они были практически незаметны. В то же время вышивальщицы-дилетантки зачастую вышивали последовательно те части узора, которые должны быть выполнены бисером одного сорта, протягивая нитки по изнанке от одной части вышивки к другой. В результате идеальная гладкость поверхности вышивки нарушалась.
Заготовка для бумажника 1820-1830-е гг. 8,5 х 12,9
Изображение по мотивам виньетки из книги Сен-Нона «Путешествие по Неаполитанскому королевству».
Вышивка мелким круглым, граненым и золоченым бисером по холсту.
    Разумеется, индивидуальность вышивальщицы находила выражение не только в чистоте и аккуратности работы. Прежде всего она проявлялась в выборе рисунка для вышиванья. В большинстве своем вышивки выполнялись по готовым узорам, которые выпускались в России и за границей в виде отдельных листов, приложений к различным руководствам по вышивке или специализированных журналов. По сведениям Э.Хольм, первое руководство по вышивкам со специальными рисунками для бисерных работ было издано в Германии во второй половине XVII в. При составлении рисунков использовались большей частью современные гравюры, литографии, иногда книжные иллюстрации или виньетки. В качестве примера можно привести виньетку с атрибутами виноделия: виноградными лозами, тимпаном и тирсом вакханки – из книги друга Фрагонара аббата де Сен-Нона «Путешествие но Неаполитанскому королевству», первое издание которой вышло в 1781-86 гг., второе – в 1828. Эта виньетка воспроизведена на небольшой бисерной вышивке 20-х гг. XIX в. Поскольку виньетка представляла собой обычную черно-белую книжную гравюру, подбор изысканной цветовой гаммы для вышивки был выполнен, по-видимому, самой вышивальщицей. Удалось
найти оригинал и другой вышивки – литографию середины XIX в., изображающую турка с трубкой и слугу, несущего ему что-то на подносе. В начале XIX в. контурный рисунок просто изображался на фоне мелкой сетки, каждый квадратик которой соответствовал одной бисеринке, и вышивальщице предоставлялось самой заменять плавные линии рисунка ломаной линией, подбирать цвета, придумывать детали, изображать тени. Позднее рисунки стали продаваться уже расчерченными по квадратикам с условными обозначениями цветов, а в середине XIX в. – даже раскрашенными от руки.
Сохранилось несколько таких рисунков, изданных в Германии и принадлежавших дочери Тютчева – Дарье Федоровне. Причем раскраска гуашью поверх условных обозначений цветов выполнена настолько профессионально, что эти рисунки сами по себе представляют немалую эстетическую ценность.
    Несмотря на точное обозначение цветов на рисунке, для вышивальщицы всегда оставалась возможность скомпоновать вышивку из различных рисунков или их частей, а также произвольно изменить тональность и некоторые детали рисунка. Например, достаточно часто встречаются кошельки и сумочки с одинаковым рисунком с обеих сторон, выполненным в различной цветовой гамме. В результате компоновки в одной вышивке различных сюжетов появлялись порою курьезные сочетания, включающие в себя птицу величиною с охотника, охотника величиною с дом или дом, близкий по размерам к майскому жуку. Кроме того, у опытных мастериц часто возникало желание воспользоваться не готовым рисунком, а вышить понравившуюся им гравюру или картину. Для них учителем практического ткаческого рисования Иваном Герасимовым в 1848 г. была выпушена специальная брошюра с пышным названием «Новоизобретенный способ вышивания по канве со всякого непереведенного рисунка и приложение этого способа к фабрикации ковров,

Рисунок для вышивания. Середина XIX в.
Офорт с ручной раскраской. По свидетельству владельца принадлежал Дарье Федоровне Тютчевой.

скатертей, салфеток и других узорчатых материй с рисунками», подробнейшим образом инструктировавшая заинтересованных дам, как можно с помощью самодельной прозрачной бумаги любой рисунок разбить на клеточки так, чтобы он мог быть использован для вышивания по канве. Поскольку канвовое шитье выполнялось по клеточкам точно так же, как и бисерное (зачастую встречаются даже одинаковые сюжеты, выполненные как шерстью, так и бисером), все сказанное выше относится, очевидно, и к любительницам бисерного рукоделия. В качестве примера выполнения одного и того же сюжета с помощью разных материалов – бисером и шелком полукрестом – можно привести казака, мчащегося на лошади с пикой наперевес. Из их сопоставления видно, как увеличивается и несколько огрубляется исходный рисунок при выполнении бисером и какой выцветшей кажется вышивка шелком в сравнении с бисерной.

Бумажники 1830-е гг.


Бумажник 8,3 х 13,5
Прямоугольный кожаный с двумя вышитыми вставками. Вышивка шелком полукрестом по канв. Фон не зашит.


Бумажник 8,7x 13,5
Прямоугольный кожаный с двумя вышитыми вставками. На другой стороне бумажника -народное гулянье. Вышивка мелким круглым и граненым золоченым бисером по холсту.

    Индивидуальность вышивальщицы проявлялась не только в выборе сюжета, но и в надписях, иногда встречающихся на бисерных вышивках. Среди многочисленных "Souvenir", «На память», «Къ памяти» есть и более развернутые посвящения. Так, на одной сумочке с прекрасными букетами цветов с обеих сторон можно прочитать: "Souvenir d'amitie brodee par A.F. 1829 annee" («На память о дружбе вышито А.Ф. 1829 год» – Авт.). А на портфельчике с бисерными вышивками, подаренном, по воспоминаниям Т.Коншиной, А.Ахматовой, имелась надпись: «Дарю сей дар той, кого сердечно люблю и много почитаю». У В.Дудоревой приводится целое стихотворное посвящение на бисерной розовой тесемке для шейного креста: «На заре птичка воспевала, А я сию тесемочку работала; Работаяши размысляла – Каво подарить – Сердце отъвечала – Каво люблю, таво дарю – Сие тесемка». В одной частной коллекции имеется картинка, изображающая грустную девушку с венком и пейзаж на яркоголубом фоне. Внизу вышивки помещены несколько искаженные строки А.С.Пушкина:
        Под буряю судьбы жестокой
        Увял цветущий мои венец
        Живу несщасна одинока
        И жду придет ли мой конец.

    У Пушкина это четверостишие выглядит следующим образом:
        Под бурями судьбы жестокой
        Увял цветущий мой венец;
        Живу печальный, одинокий,
        И жду: придет ли мой конец?

            «Я пережил свои желанья...», 1821 г.

Восточная сцена 1830-е гг. 11,5х 16,3
Рамка с надписью "жаръ нето что зрите вы несу вамъ". Вышивка мелким круглым и золоченым бисером по холсту.

    Скорее всего, мастерица не имела перед глазами оригинала и приспособила стихи для выражения своих чувств. Еще один трогательный стишок, вышитый на бисерном кошельке, цитируется в рассказе И.Гофф:
        Ручей два древа разделяет,
        Но ветки их сплетясь растут.
        Судьба два сердца разлучает,
        Но души их одним живут.

    Несколько загадочная надпись, чем-то напоминающая изречения на печных изразцах XVIII века, вышита вокруг картинки, изображающей негритенка, подающего турку кувшин на подносе: «Не то что зрите вы несу вамъ жарь». На вышивке шелком, экспонировавшейся несколько лет назад на выставке в Музее народного искусства, можно было видеть птичку в клетке с надписью: «Песнь то моя жалоба Пою токмо для изнесения печали моея».
    Иногда встречаются бисерные вышивки с надписями на польском языке - ведь Польша в то время была в составе Российской империи. На сумке с изображением охотника с собаками с одной и венка с другой стороны читаем: "W dowod Wdziccz nosci у Szacnuku R 1842" («В знак благодарности и уважения»), а на кошельке с изображением урн с обеих сторон вышито: "Przim ot szczerze koсhaiacei ciebie" («Прими от искренне любящей»).

    АКОВА ЖЕ была техника изготовления изделий из бисера?
    Прежде всего несколько слов о том, как делали собственно стеклянный бисер. Этот вопрос подробно рассмотрен, в частности, в статье Л.Кельмана в журнале «Химия и жизнь»: «Окрашенное окислами металлов прозрачное или эмалевое («глухое») свинцово-щелочное стекло вытягивают в нагретом состоянии в толстостенные трубки малого диаметра, от которых на станке гильотинного типа или другим механическим способом отсекают колечки. Полученное бисерное сырье отсеивают от осколков и обрабатывают шлифовальной смесью (толченый уголь с известью или глиной) во вращающемся барабане, после заполнения отверстий бисера барабан нагревают в печи при непрерывном вращении. Размягченные стеклянные колечки округляются, причем вращение не дает им сплющиться, а порошок – заплыть отверстиям. Освобожденный от шлифовальной смеси бисер в полировальном порошке вновь обретает блеск, утраченный при нагревании». По сведениям Э.Хольм, существовала и другая технология изготовления бисера: стеклянная масса наматывалась на металлическую трубку, а потом перегородки между бисеринками разламывались. Возможно, этот способ использовали только в Германии.
    Основными центрами бисерного производства были Венеция и Богемия. Производство стекла в Венеции имело древнейшие традиции. Об этом


Кошелек 1830-1840-е гг. 11 x 9,4
Кошелек с бронзовым замком. Надпись: "PBZIMOTSZC ZERZE". На другой стороне – "КОСНАМСЕI CIEBIE". Вышивка мелким круглым, граненым и золоченым бисером по холсту.

свидетельствуют мозаики собора Сан-Марко, строительство которого началось в X в. В 1221г. все стеклодельные мастерские были, во избежание пожаров, перенесены из города на остров Мурано. Именно там и образовался центр изготовления бисера, долгое время остававшийся практически единственным в Европе. Венецианская республика ревниво охраняла свою монополию: известен ряд указов, запрещавших под страхом смертной казни и конфискации имущества вывозить в другие страны необработанное стекло, по составу которого можно было бы разгадать секреты венецианских стекольщиков, а также выезжать за границу ремесленникам и художникам для налаживания там стеклодельного производства. Монополия Венеции сохранялась таким образом приблизительно до конца XVII столетия, а в начале XVIII мощную конкуренцию ей составила Богемия. laquo;Стеклоделы Богемии создали технологию так называемого «лесного стекла», в котором вместо соды использовали поташ (древесную золу – отсюда и название). Работать с таким стеклом труднее: в отличие от легкоплавкого венецианского (которое обрабатывают в нагретом состоянии) чешское стекло тугоплавко. Зато поташ придает ему великолепные оптические свойства, стекло тверже, а холодная обработка позволяет применять шлифование. Бисер из такого стекла (натриево-калиевого, по-научному) можно делать не только круглым, но и граненым, а это увеличивает игру света...»


Пейзаж 1840-1850 гг. 12,5 х 18
Вышивка мелким круглым сине-голубым бисером по бумажной канве.


    М.В.Ломоносов попытался наладить производствобисера в России. В 1754 г. организованная им фабрика в Усть-Рудице выпустила первую продукцию. Однако существование этой фабрики оказалось недолговременным: после смерти ученого она была закрыта, не успев должным образом развернуть производство. Таким образом, подавляющее большинство русских вышивок выполнено привозным бисером – круглым венецианским или граненым богемским. Кроме стеклянного, в относительно более поздних вышивках (начиная с 30-х гг. XIX в.) использовался и металлический бисер. «Металлический бисер штампуют. Иногда для облагораживания его покрывают амальгамой (сплав свинца, олова и висмута в десятикратном количестве ртути) или расплавленным оловом (при этом в тонких слоях покрытия возникают цвета побежалости, создающие дополнительный декоративный эффект) – это «серебряный» бисер; «золотой» получают погружением в слабый раствор железного купороса, а после высыхания – в слабый раствор хлористого золота.» Долгое время среди коллекционеров бродили непроверенные слухи и о существовании настоящего золотого бисера. Недавно они нашли подтверждение. Методом рентгеноспектрального микроанализа была подробно исследована одна из бисеринок и было достаточно надежно установлено, что она сделана из золота 56 пробы.
    По свидетельству известного знатока русской народной игрушки Бартрама, бисер продавался в виде так называемых «бунтиков» – маленьких связочек из 10-20 нитей, иногда скрепленных на концах печатью фирмы.
    Обычно для изготовления одного бисерного изделия использовалось около 20-30 сортов бисера. Общее же количество сортов бисера, различающихся по цвету и размеру, было в рассматриваемое нами время существенно больше тысячи. Например, в коллекции россыпного бисера, собранной в 1920-50-е годы З.В.Шебуевой, содержится около 1500 сортов.

Продолжение следует...
 
Вернуться к первой части.


© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"