ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                  •  Дата публикации 25 октября 2004 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ
Главная страница -                                                                 

"Руки работали, а сердце дарит"




Продолжение.
Вернуться к первой части.
Вернуться ко второй части.
E.С. Юрова

ТАРИННЫЕ РУССКИЕ РАБОТЫ ИЗ БИСЕРА

    ЫШИВКА была далеко не единственным, но, без сомнения, наиболее распространенным видом работ из бисера. Более ранние бисерные вышивки XVIII в. выполнялись шитьем «вприкреп», при котором нить с нанизанным на нее бисером выкладывалась в соответствии с контуром рисунка и прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее, при появлении большого количества мелкого бисера, мастерицы перешли к вышивке по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Вот что сказано об этой технике во французском руководстве по вышиванию, изданном в 1840 г.: «Для того, чтобы успешно вышивать бисером, надо выбрать сначала очень мелкую канву, редкую ткань или белый тонкий шелк, а также исключительно тонкие иглы. Перед собой ставят ящик с отделениями, по которым разложен бисер в соответствии с рисунком по цвету. Затем надо изучить рисунок, каждая клеточка которого соответствует одной бисеринке. Бисеринки нашиваются по клеточкам канвы по счету, в соответствии с рисунком. Вот и весь секрет этого вида рукоделья, которое требует бесконечно много внимания, времени и терпения».
    Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизыванье бисеринок на нитку, поскольку диаметр отверстия в старинном бисере не превышает 0,2-0,3 мм. Для работы с ним английскими и немецкими фирмами (C.Shleicher и Sohne, Hugo Heusch и К, Leo Lammertz) выпускались особо тонкие иглы различной длины от 15 до 55 мм. Ушко этих иголок, несмотря на малый диаметр, было достаточно широким для того, чтобы в него можно было вдеть не только шелковую, но и льняную нитку, а стенки ушка были так тонки и упруги, что при нанизывании бисеринки с отверстием, немного меньшим, чем размер иглы в области ушка, они могли, не ломаясь, несколько сжиматься, пропуская бисеринку.

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 


Девушка у водокачки
1830-1840-е гг.
17,2 х 15,1
Девушка в тирольском костюме. Вышивка мелким круглым и граненым бисером по холсту.


Посмотреть более крупное изображение (261 Kb)


    Все же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае, по свидетельству С.А. Давыдовой, пользовались шелковыми нитками с прикрепленной к ним серебряной иглой или вместо иголки применяли щетинку, конец которой расщепляли и вкладывали туда нитку. А иногда просто вощили  конец  нитки  и

для прикрепления каждой бисеринки сначала нанизывали ее на нитку, потом продевали нитку в иголку, затем иголкой делали стежок, снимали иголку и повторяли все сначала со следующей бисеринкой. Если учесть, что при вышивании одной стороны обычного  портмоне  используется  около

10 тысяч бисеринок, становится понятным объем труда, вложенного вышивальщицей в какой-нибудь кисет или бумажник.
    При работе бисер раскладывали в блюдечки или насыпали на ткань с шероховатой поверхностью. Еще удобнее были, по-видимому, упоминаемые во французском руководстве коробки с многочисленными ячейками для бисера разного сорта - по-русски они назывались бисерницами.


Пастушка
1830-1840-е гг.
17, 5 х 14,8
Вышивка мелким круглым, граненым и золоченым бисером по холсту.


Посмотреть более крупное изображение (250 Kb)

 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение

    При вышивании по клеточкам вышивальщице надо было преодолеть еще одну трудность - невозможность изображения плавной кривой. Этот недостаток остроумно отметил Н.В. Гоголь, описывая «...подушку, на которой был вышит шерстью рыцарь таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницей, а губы четвероугольником». Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток тем, что лицо и руки персонажей вышивали более мелким швом: шерстью на бисерных картинах или шелком - на картинах, шитых шерстью. Иногда эти детали, писанные красками или литографированные, просто вклеивали в вышитую картину. Все эти, казалось бы, нехитрые приемы имеют давнюю традицию в древнерусских вышивках, где часто вышивали лики и тело шелком гладью, а фон и одежды - золотным шитьем.
    В начале XIX в. в качестве основы для бисерных вышивок использовался, как правило, тонкий холст, и сторона клеточки равнялась обычно двум нитям основы. Холст - достаточно прочный материал, и поэтому наиболее часто встречающимся повреждением вышивок того времени является обрыв ниток, прикрепляющих бисер. Кроме того, были сорта голубого и молочного бисера, которые из-за какой-то ошибки в выборе красящей добавки к стеклу утратили свою прочность и практически не сохранились до нашего времени. Поэтому сейчас иногда встречаются вышивки, в которых остались только половинки бисеринок этого сорта, удерживаемые на ткани прикрепляющими их нитками.

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 


Гречанка 1841 г.
27x27,5
Девушка в греческом костюме. Фон не зашит. Внизу надпись: "1841 года июля 7 дня".
Вышивка мелким круглым, граненым и золоченым, бисером по бумажной канве.


Посмотреть более крупное изображение (213 Kb)


    В конце 30-х годов прошлого столетия в качестве основы для вышивок стали использовать бумажную канву - бумагу с круглыми дырочками, расстояние между которыми приблизительно соответствовало среднему размеру бисеринок. Появление бумажной канвы, с одной стороны, существенно упростило работу вышивальщиц, а, с другой, ухудшило и эстетические, и «технические» свойства

бисерных вышивок. Бумажная канва, значительно более жесткая и ломкая, чем холст, не позволяла выполнять всю вышивку целиком из бисера. Поэтому фон оставался чаще всего незаполненным и вместо живого, переливающегося бисера появилась скучная бумага с дырочками, иногда голубая, иногда подкрашенная гуашью или акварелью. Например, на вышивке, датированной «1841 года июля 7 дня» и изображающей гречанку с кувшином на фоне развалин, небо оставлено незашитым, а на бумажной канве акварелью написано небо с облаками. Очень большим недостатком вышивок на бумажной канве является меньшая долговечность бумаги по сравнению с холстом и большая трудность реставрации таких вышивок. Это усугубляется  тем,  что  приблизительно  одновременно  с

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение Постаканники. Первая половина XIX в.
Подстаканник
Высота 8,6; диам. 6,5
Вязка крючком мелким круглым гранёным и золочёным бисером.
Подстаканник
Высота 9; диам. 5
Вязка крючком мелким круглым гранёным и золочёным бисером.
Подстаканник
Высота 7; диам. 7,5
Вязка крючком мелким круглым гранёным бисером.
Подстаканник
Высота 9; диам. 5
Вверху надпись «къ памяти в з ю а»
Вязка крючком мелким круглым гранёным и золочёным бисером.
Подстаканник
Высота 9,7; диам. 7
Вязка крючком мелким круглым гранёным и бисером.
Подстаканник
Высота 8,7; диам. 6,5
Вязка крючком мелким круглым гранёным и бисером.

Посмотреть более крупное изображение (189 Kb)
 

бумажной канвой для вышивки стали употреблять большое количество металлического бисера, ржавеющего со временем. Поэтому дошедшие до нас вышивки 40-х годов находятся, как правило, в худшей сохранности, чем значительно более ранние образцы.
    Еще позже в качестве основы начинает использоваться обычная нитяная канва, что снова приводит к существенным изменениям в характере вышивок. Поскольку размер клеточки при вышивке по канве увеличился почти в 4 раза, вышивальщицы начали употреблять очень крупный бисер и размеры вышивок соответственно увеличились. В частности, однажды удалось видеть двух «бисерных гигантов» того времени - это были картины с изображением схватки всадников на фоне пейзажа с крепостью. Размер их был не менее 1x1,5 м.
    Кроме вышивки, для изготовления бисерных изделий широко применялось вязанье крючком и на спицах, причем первое было значительно более распространено и относится, по-видимому, к более раннему времени. По мнению Л. Беляевой, этот способ был заимствован из Германии. При вязании сначала на нитку нанизывался один ряд бисеринок в соответствии с рисунком, а затем нитка провязывалась так, чтобы при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки одна за другой оставались на лицевой стороне изделия. При вязании крючком использовались простые столбики без накида, а при вязании спицами - обычная чулочная вязка. Нитка с нанизанными на неё бисеринками наматывалась на бумажку или специальную фигурную деревянную палочку. При вязании было особенно важно отсутствие сбоев при наборе бисера на нитку, т.к. это могло привести к смещению целого ряда рисунка. По свидетельствам Хольм, в Германии при надомном изготовлении бисерных вещей на продажу использовалось следующее разделение труда: мужчины нанизывали бисер на нитку в соответствии с рисунком, а женщины вязали. Вязание оказалось очень удобным для изготовления различных предметов сложной формы: подстаканников, круглых кошельков и салфеток, чехлов на чубуки, подсвечники, трости и даже на бутылки и бокалы.


Чубуки и чехол на свечу. Первая половина XIX в.
Чубук
Длинна 25,3; диам. 2,8
Вязание крючком мелким круглым и гранёным бисером.
Чубук
Длинна 53; диам. 2
Вязание крючком мелким круглым бисером.
Чубук
Длинна 69; диам. 2,3
Вязание крючком мелким круглым и гранёным бисером.
Чехол на подсвечник
Длинна 50; диам. 4,4
Вязание крючком мелким круглым и гранёным бисером.

Посмотреть более крупное изображение (227 Kb)
 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение

«К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук,
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук»


Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
  Предметы из бисера, вязанные крючком
1820-1840-е гг.

Подсвечник
Высота 16; диам. 9,5 и 2
Отдельно выполнены шнурок для обшивки, низ подсвечника, переходное колечко и чехол на цилиндрическую часть. Вязание крючком из мелкого круглого, гранёного и металлического бисера.
Салфеточка
Диам. 12
Вязание крючком из мелкого и золочёного бисера.
Сумочка с меаллическим замком
Диам. 16,5
С другой стороны сумочки - тот же рисунок в иной цветовой гамме. Вязание крючком из мелкого круглого и гранёного бисера.
Кошелёк с бронзовым замком
Диам. 9
Обе стороны одинаковые. Вязание крючком из мелкого и золочёного бисера.
Монетница в форме конуса
Высота 4,5; диам. 12
Вязание крючком из мелкого круглого и золочёного бисера.
Шнурок
Длина 80; диам.0,3
Голубой гранёный бисер. Плетение.

Посмотреть более крупное изображение (165 Kb)


    Иногда, очень редко, встречаются крупные вязаные вещи, например, красивый экран для камина с изображением попугая на корзине с цветами и фруктами. Отдавая должное мастерству рукодельницы, надо все-таки признать, что никакой необходимости использовать вязанье именно для этого экрана не было, по-видимому, мастерица просто была лучше знакома с этим видом рукоделия.


Попугай
1830-е гг.
44,5 х 59
Вязание крючком из круглого бисера.

Посмотреть более крупное изображение (314 Kb)
 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 



Донышки подстаканников
Первая половина XIX в.
Вязка крючком мелким круглым, гранёным и золочёным бисером.


    Особенностями самой техники вязанья крючком определялись некоторые весьма распространенные типы узоров бисерных изделий. Так, встречающаяся на многих салфетках, круглых кошельках и донышках подстаканников розетка с закрученными по спирали лепестками имеет своим основанием обычную схему вывязывания крючком круга, когда прибавление столбиков в каждом ряду осуществляется по нескольким радиусам, причем дополнительные столбики располагаются по отношению к предыдущему ряду с некоторым смешением. Обычно общее число столбиков делилось при этом на 7, 8, 9 или 18 частей. Если учесть трудоемкость вязания из бисера и, в особенности, вязания со счетом и прибавкой столбиков, то просто поражает та тщательность, с которой вывязывались донышки у подстаканников, обычно скрытые от глаз. Особенно примечательно, что узор на них практически не повторялся. Эффект смещения столбиков при вязании крючком приводит и к тому, что при вязании чехлов на чубуки, трости, подсвечники полосы узора идут не прямо, а закручиваются по спирали, что делает рисунок этих изделий значительно интереснее.

    Для украшения вязаных изделий использовался, кроме того, особый прием, когда после вывязывания одного столбика отсчитывалась не одна, а две или несколько бисеринок. Таким образом получалась своеобразная рельефная вязка с чередующимися выпуклыми и гладкими ромбами или квадратами. Этим же способом вывязывалась и бисерная бахромка, украшающая иногда края монетниц и кошельков. На состоявшейся несколько лет назад выставке в музее-усадьбе Останкино экспонировался даже кошелек, состоявший из сплошной белой бисерной бахромки (судя по замку, - 20-е гг. XIX в.). Как при вязании, так и при вышивании использовали иногда сочетание мелкого и несколько более крупного бисера для выделения определенных деталей рисунка или для воспроизведения рельефной фактуры (например, черепицы на крыше дома).
Кошельки
1830-1850-е гг.
Монетница с разрезом посередине
Длина 20,5; диам. 6,3
Вязание на спицах круглым бисером.
Кошелёк с металлическим замком
8,8 х 7,8
С другой стороны - мужчина с трубкой на фоне из бесцветного бисера.
Вязание крючком из мелкого круглого бисера.
Монетница в форме кувшинчика
10,5 х 6,5
Вязание крючком из мелкого круглого, гранёного и золочёного бисера.
Горлышко и ручка - вязка на спицах из шелковых ниток.
 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
Монетница
6,2 х 8,6
Рисунок одинаковый на обеих сторонах. Вязание крючком из мелкого круглого бисера.

Посмотреть более крупное изображение (250 Kb)


    Довольно редко при вязании бисером использовали воздушные петли, и тогда получалась бисерная сетка вместо нитяной, служившей обычно для прикрепления замка к кошельку. Крючком вывязывались и шнуры для окантовки бисерных изделий, им же обвязывались и шарики, прикреплявшиеся иногда к концу шнура, стягивавшего ридикюль или монетницу.
    Закрывались кошельки и сумки не только с помощью шнурков. Наряду со стальными, бронзовыми, серебряными замками использовались и более оригинальные конструкции. Очень изящны, например, кошельки в форме кувшинчика. Из бисера выполнялось «тулово», а горлышко, носик и ручка кувшинчика вязались из ниток. В качестве замка служило надетое на горлышко колечко. Открывался кошелек при передвижении колечка на ручку кувшинчика, закрывался - перемещением его на горлышко. Близки к этой конструкции и монетницы с двумя отделениями (вероятно, для монет разного достоинства). Оба отделения, связанные из бисера, соединялись нитяной сеткой с надетыми на нее двумя колечками, передвижением которых запиралось либо одно, либо оба отделения.

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 
Сумочки
1830-е гг.

Сумка
16,7 х 14
Сельский праздник.
Вязание крючком из мелкого круглого, гранёного и золочёного бисера.

Сумка с серебряным замком
28 х 19,5
Цветочный узор.
Вязание спицами из мелкого круглого бисера.

Посмотреть более крупное изображение (307 Kb)

    По сравнению с изделиями, вязанными крючком, веши, выполненные на спицах (сумочки, изредка - монетницы или подушечки для иголок), значительно менее плотны и более эластичны. При вязании на спицах изделие гораздо хуже «держит» форму, и этим, по-видимому, объясняется малая популярность этой техники. Тем не менее веши, связанные на спицах, имеют и свои достоинства. Из-за большего, чем при вязании крючком, расстояния между бисеринками яркие краски, свойственные бисерным изделиям, несколько смягчаются, а фон получает дополнительную «игру» благодаря мягкости формы связанных на спицах предметов. Это можно видеть на примере двух сумок, близких по времени (30-е гг. XIX в.), но выполненных разными способами - одна крючком, другая на cпицаx.
    Плетение из бисера употреблялось почти исключительно для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме, что достаточно подробно описано в книге Моисеенко и Фалеевой «Бисер и стеклярус в России». В частности, плетение использовалось и для изготовления четок-лестовок, представлявших собой бисерную полоску с рельефными валиками. К месту соединения концов полоски прикреплялись вставленные один в другой шитые бисером треугольники с изображениями роз, чаш, голубей, крестов и т.п. Традиция плетения продолжается и в наше время в многочисленных кружках и школах прикладного искусства. Значительно реже, чем другие виды работ, встречаются бисерные картинки, выполненные в технике ткачества. При этом каждый ряд бисерного узора нанизывался последовательно на нити основы, причем через каждую бисеринку проходило по две нити. Затем через эти нити пропускалась нить утка и далее нанизывался следующий ряд бисера. Станок для бисерного ткачества представлен в музее искусств и ремесел в Гамбурге, Тканые изделия получались двусторонними и очень красиво выглядели на просвет. Поэтому они часто использовались для экранов к подсвечникам или масляным лампам. Один такой подсвечник, на экране которого изображен пейзаж с озером, был, в частности, представлен на выставке русских светильников в Эрмитаже в 1975 г. Характерной особенностью техники ткачества, в отличие от вышивки и вязанья, является то, что бисеринки не вписываются каждая в клеточку, ограниченную нитями холста или элементом вязанья, а довольно плотно прилегают друг к другу. При этом  из-за  их  несферичности   рисунок,   рассчитанный   на   выполнение  по  клеткам,  может  быть
существенно искажен. Так и произошло у какой-то неопытной мастерицы с очень популярным в середине XIX в. рисунком, воспроизводящим картину Рафаэля «Мадонна в креслах»: изображение вышло сплюснутым, как в кривом зеркале.

Мадонна в креслах
Середина XIX в.
18 х 21,8
Прямоугольная картина.
В овале - изображение по мотивам картины Рафаэля «Мадонна в креслах» на фоне из бирюзового бисера. Бисерное ткачество.
Известны многочисленные повторения.

 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 
    Еще более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу. Примером может служить принадлежавшая известной художнице Л.И.Наумовой прелестная композиция с изображением девочки, выпускающей птичку из клетки.
Девочка с птичкой
1830-е гг.
19,5 х 25
Изображение девочки в платье 30-х гг. XIX в.
Тиснение по воску мелким круглым бисером.

Продолжение следует...
 
Вернуться к первой части.
Вернуться ко второй части.

романтический вечер . Все товары Tyrex - 275 70 22.5 tyrex.

© 2004 Дизайн-студия "Sofronoff"