ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                •  Дата публикации 12 августа 2004 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                                                  





Казахская вышивка

Вышивка является одним из наиболее ярких и самобытных видов казахского народного декоративно-прикладного искусства. О глубинных истоках происхождения казахской вышивки свидетельствует самое ее народное название - кесте, что на древнетюркском языке означает «нарисованное». По мнению авторитетных исследователей культуры номадов, семантика этого термина восходит к далеким архаическим временам, когда вышивание еще не было известно человеку, но уже существовал обычай рисовать на тканях и коже, использовавшихся при изготовлении предметов одежды и жилища, магические знаки, которые служили оберегами от злых чар и сглаза. Позже охранно-магическую роль стали выполнять вышитые узоры, сохранившие эту функцию до недавнего прошлого, пока эстетическое начало полностью не вытеснило изначальный смысл вышитого орнамента. О высоком уровне развития вышивки у далеких и близких предков казахского народа убедительно говорят и археологические материалы, а также свидетельства средневековых письменных источников. Искусство казахской вышивки в прошлом складывалось в условиях кочевого образа жизни и во многом определялось характером натурального скотоводческого хозяйства. Вышивка являлась исключительно женским ремеслом, которое носило самый массовый характер. Приемы и секреты вышивания передавались по наследству от матери к дочери. Умение художественного шитья входило в обязательный круг добродетелей казахской невесты.

Традиционными материалами, которые использовались в вышивке, являлись, прежде всего, продукты скотоводческого хозяйства - войлок, тонковыделанная кожа и домотканые шерстяные ткани. Также широко использовались привозные ткани - бархатные ткани, из таких еще изготавливаются обивки на надувные матрасы, сукно, вельвет, ситец и т.п. Материалом для вышивания служили шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, золотые и серебряные нити. В вышивке также применялись кораллы, жемчуг, перламутр и бисер. На вышитые изделия нередко нашивались серебряные штампованные бляшки, полоски позумента, использовалась оторочка мехом ценных пушных зверей соболя, куницы и выдры.

Основной техникой казахской вышивки служил тамбурный шов, выполняемый с помощью крючка или иглыбіз кесте. Часто этот шов применялся в сочетании с гладью в прикреп баспа, бастырма, или простой гладьюшарылжы?. Для оконтуривания крупных узоров нередко использовался своеобразный петельный верхошов шалма кесте, при котором нить образовывала ажурное зигзагообразное переплетение. Вышивка крестом, в основном, использовалась при украшении женских головных уборов (жерме - мелкий крест) и предметов интерьера (орыс кесте - крупный крест). Последняя техника, как свидетельствует ее название орыс кесте - русская вышивка, проникла в быт казахов под влиянием искусства русских переселенцев в начале XX века. Сравните, как обратный пример культурного взаимовлияния: в народном творчестве русских старожилов Восточного Казахстана, перенявших тамбурный шов у казахских мастериц, эта техника носит название «киргизская вышивка». Особого совершенства добились казахские мастерицы в искусстве золотого шитья «алтындап тігу», «алтынна??ытсану», также восходящего к глубокой древности. Еще в VIII веке арабы, впервые познакомившись с культурой Центральной Азии, с восхищением отмечали великолепие и обилие золотого шитья в одеждах тюркской знати. Наибольшего расцвета это искусство достигло в монгольскую эпоху, получив статус придворного ремесла при ставках ханов-чингизидов средневекового Дешт-и-Кипчака.

Любопытно, что в народной памяти запечатлелось имя одной такой искусной мастерицы-золотошвеи, работавшей при дворе золотоордынского хана Джанибека. Ее звали «алтын ?айшылы?азбике» - «Избике-золотые ножницы».

Золотое шитье выполнялось волоченными нитями сым и прядеными, образованными навиванием металлической проволоки на шелковую или бумажную основу. Узоры наносились на бархат тончайшей выделки, реже на шелк или на парчу - золотом по золоту.

Вышивке принадлежало главенствующее место художественном оформлении казахского традиционного костюма (особенно женского). Ею украшались буквально все предметы и аксессуары одежды - от головного убора до обуви. В ней нашли свое отражение и половозрастные различия, и социальный статус владельца костюма, а также, особенно в орнаментации женских головных уборов - с?укеле и кимешек, проявились маркирующие признаки родоплеменной принадлежности.

Не менее значительную роль вышитые изделия играли в сложении красочного ансамбля казахского жилища. Настенные вышитые ковры-«т?скииз» являлись непременным украшением почетной части юрты «т?р», противоположной от входа. Широкая вышитая полоса «тегеріш» опоясывала нижнюю часть купола юрты, как бы объединяя разнохарактерные предметы ее убранства в слаженное, единое целое. Богато отделывались вышивкой и аппликацией свадебные занавеси- шымылды? выполняющие особую сакральную роль в обряде бракосочетания. Также нарядно вышивались постельные принадлежности: покрывала, подзоры, наволочки и т.п. Небольшие вышитые изделия - различные сумки, чехлы, футляры «ая?, ?ап», «кесте?ап», «?олдорба», «айна?ап» и т.д. оживляли хозяйственную часть юрты, расположенную ближе к двери. Активно участвовала вышивка и в декоре постилочных изделий «сырма?», «майюза», «д??гелексырма?», «жайнамаз» и т.п.

Богато и с особой тщательностью украшались вышивкой предметы убранства верхового коня невесты и молодой женщины - попоны «ат жабуы», тебенки «тебінгі», седельные подушки «к?пшік» и др.

Вышивка и сегодня остается одним из массовых и излюбленных видов народного творчества. Жизненность этого вида искусства - в глубокой его традиционности, в богатстве палитры художественно-выразительных средств и простоте исполнения. Так, например, к настоящему времени, когда большая часть предметов старого кочевнического быта осталась лишь в памяти старшего поколения, и увидеть их можно лишь в музеях, еще во многих уголках Казахстана сохраняется традиция изготовления вышитых ковров - т?скиіз. Этот вид вышивки активно входит в современный интерьер, придавая ему праздничную декоративность и своеобразный национальный колорит.

Богатейшие традиции казахской вышивки находят свое дальнейшее развитие и в творчестве многих современных профессиональныххудожников-прикладниковреспублики. Среди них, прежде всего, следует отметить Т. Досанова и А. Абубактову, возродивших в своем творчестве традиции искусства золотого шитья, которым исконно славилась казахская степь. Сегодня великолепные произведения золотого шитья этих художников - предметы народной традиционной одежды, панно, ковры с государственной символикой РК достойно представляют казахское декоративное искусство на различных выставках у нас и за рубежом, охотно приобретаются музеями и коллекционерами.

В совершенно ином ключе традиции казахской вышивки находят свою вторую жизнь в произведениях З. Мухамеджана, О. Рыстана, С. Рыстана и К. Рахметбая, которые родились в Баян-Ольгейском аймаке Монголии, являющимся на сегодня одним из крупнейших «живых» очагов традиционной казахской вышивки. Они получили художественное образование в Улан-Баторе, где сильны традиции буддийской ламаистской иконописи, выполняемой вышивкой. Эти художники используют вышивальную иглу как кисть, создавая неповторимые оригинальные сюжетные и орнаментальные композиции, неизменно привлекающие внимание зрителей своей неожиданностью и виртуозной техникой исполнения.



© 2004 Дизайн-студия "Sofronoff"