ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                 •  Дата публикации 27 апреля 2003 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                        


Шесть килограммов... вышивки


Ещё сто лет назад украинские модницы вынуждены были носить рубашки с вышивкой, которые весили... шесть килограммов

В Национальном художественном музее прошла выставка
этнических костюмов современных дизайнеров и старинной одежды из коллекции Виктора Ющенко. Алена Мозговая, демонстрируя современность старинных вещей, пришла в вышиванке и джинсах.

    ОДЕЖДА, КОТОРУЮ МЫ НОСИМ сегодня, неразрывно связана с прошлым – с народным костюмом. Убедиться в этом смогли все гости выставки «Коло. Украiна в модi», проходившей в Национальном художественном музее. Куратор выставки Зоя Звиняцковская решила совместить старинную аутентичную одежду с вещами из коллекций   украинских   модельеров  –   Лилии   Пустовит,   Оксаны   Караванской,Виктории Гресь, Роксоланы Богуцкой и патриарха украинской моды, ныне покойного Герца Мелена с вещами, которые содержат в себе этнические, национальные мотивы. Таким образом можно продемонстрировать преемственность и традиции в украинской моде, шекспировскую связь времен. Выяснилось, что современные топы и юбки выглядят как всамделишные продукты народного творчества. А рубашки, вышитые буковинскими мастерицами, можно запросто носить и сегодня.
    Что некоторые и делали. В национальных сорочках появилась Алена Мозговая: ее сорочка, купленная в Косово, вышитая зеленым бисером, прекрасно дополняла... джинсы. Появилась в вышиванке и Софийка, младшая дочь Виктора Ющенко, который, как известно, коллекционирует национальную одежду, предметы быта и искусства. Собственно, костюмы и рушники из его коллекции стали частью экспозиции. Свои сокровища для выставки
передали коллекционер икон и наивного малярства Лидия Лихач, режиссер Василь Вовкун и
Украинский центр народного творчества «Музей Ивана Гончара». По замыслу устроителей, выставка должна стать предтечей Музея моды в Украине, подобного тем, которые есть в Париже, Лондоне, Антверпене и Москве.

     На фоне старинного велосипеда современная одежда с этническими мотивами выглядит как продолжение
национальной традиции
    На выставке тусовалось немало светской публики: Виктор Ющенко с семьей, народный депутат Лилия Григорович, генеральный директор ICTV Александр Богуцкий, актеры Анатолий Хостикоев и Наталья Сумская, певица Марийка Бурмака, телеведущий Даниил Яневский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии Григол Катамадзе, певица Евгения Мирошниченко, политик Микола Жулинский, соло-гитарист группы «Мертвий лiвень» Роман Чайка, художник Александр Ройтбурд, главный редактор «O'fficiel-Украина» Ирина Данилевская. Публика рассматривала единственный в Украине деревянный велосипед из коллекции Ющенко и охала над вышивками народных кутюрье. Некоторые рубашки, обильно вышитые бисером и нитью в технике навыворот, весили по шесть килограммов. Представляете, какое гражданское мужество нужно было иметь модницам лет сто назад, чтобы носить эти роскошные вериги? Красота – это страшная сила, и этим объясняется их подвижничество.
    
В зале заседаний ООН висит украинский ковер,
вышитый черкасской мастерицей

    
    –ЧТО ОТЛИЧАЕТ нашу народную одежду? – рассказывает завсектором «Тканина» отдела фондов Украинского центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Юрий Мельничук. – Украинцы славились богатым декором, пышным костюмом, ярким колоритом. И, в отличие от тюркских народов, носили белое нательное белье, белые сорочки, ткали белые рушники. Это было связано с оседлым образом жизни, постоянной близостью к воде. И тело, и белье держали в чистоте. К тому же на белом прекрасно смотрится цветная вышивка - это традиция славянского мира. Украинки использовали более 200 вышивальных швов!
    Украинский костюм в каждом регионе имел cвои отличия и в колорите, и в вышивке. Белым по белому вышивали по всей Украине (это было связано с культом Бога-отца, являющегося в белом цвете). В Полесье, где много лесов и соответственно ощущается дефицит цвета, доминировал энергетически сильный красный. На Буковине применялся бисер, позаимствованный у соседних Молдавии и Румынии. Черкасскую вышивку можно узнать по цветкам лилий, похожих на геральдику французских королей. Подольский регион славился чёрной вышивкой, которая обозначала не траур, а цвет земли и богатства. Сочетание черного и белого – самый архаичный символ, в нем заложена вся гамма цветов. Крайки пояса, плахты носили функцию оберега, защищающего от зла. Так, крайки всегда плелись из красной или вишнёвой нити с добавлением черной. Они условно делили человека на верх и низ, плюс и минус, как в электроприборе, и выполняли энергетическую функцию, поэтому носились на солнечном сплетении.
    На выставке были представлены и коралловые бусы, очень распространенные в Украине. Они были выполнены в форме подковы – самого сильного оберега, и защищали от зла. Все украшения надевались на открытые зоны – декольте, запястье, уши – и были призваны отвлекать внимание от глаз. Вообще, первичной функцией был не декор и украшательство, а именно сакральная функция: блестящие металлические украшения у украинцев, как и у других народов, носили, что называется, для отвода глаз. Чтобы энергия чужого взгляда концентрировалась на бездушных предметах.
    А обилие рушников! Наши рушники ценятся во всем мире. Как, впрочем, и вышивка. Самый распространенный мотив вышивки – дерево жизни, обозначающее и дерево рода, и жизненную силу. Неспроста в зале заседаний ООН висит украинский ковер с деревом жизни, вышитый черкасской мастерицей Надеждой Бабенко.

Александра ДЕНИСОВА, «ФАКТЫ» (Киев)



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"