ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Карты мулине
 
Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                 •  Дата публикации 7 февраля 2005 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                                         


Музеи мира


Часть вторая - музеи США

Мы продолжаем наш рассказ о музеях мира, которые вызывают интерес любителей вышивки. Вторая часть нашего повествования посвящена музеям США. Сегодня речь пойдёт о музее текстиля в Вашингтоне.

Джордж Хюитт Майерс  
Музей текстиля в Вашингтоне

    Музей Текстиля в Вашингтоне - один из самых известных в своем направлении музеев. Его основатель, Джордж Хюитт Майерс, в 1925 году купил прилегающее к своему дому здание и разместил в нем личную коллекцию из 275 ковров и 60 иных текстильных изделий. Майерс активно пополнял коллекцию, и на момент его смерти (1957 год) экспозиция музея насчитывала 500 ковров и 3500 иных изделий из Африки, Азии, Латинской Америки. При жизни Майерса музей работал только   по    предварительной    записи,    и   его   посещали несколько

сотен экскурсантов в год. Сегодня экспозиция насчитывает более 17000 экспонатов, охватывающих 5000 лет и датируемых от 3000 года до н.э. до наших дней, а музей ежегодно принимает 25000 - 35000 посетителей со всего света.


    МУЗЕЙ Текстиля расположен в самом центре Вашингтона, совсем недалеко от Капитолия, в месте, которое мы назвали бы «тихим центром». Если будете добираться туда на машине, посмотрите по карте дорогу не только до музея, но и обратно. Многие улицы в этой части города имеют одностороннее движение.
    Посетители заходят в музей через дом основателя, который стал частью музея. В нем находятся комната Майерса, какой она была в его время, и магазин сувениров. Крытый переход ведет в другое здание, к экспозиции музея.

  Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
    В музее действуют постоянная и тематические выставки. Первая вобрала в себя одну из самых больших коллекций ковров, прежде всего, восточных, собирать которые начал его основатель, большой их поклонник и коллекционер. Среди экспонатов - ковер мамелюков из Египта, датируемый 15 веком, испанские ковры и фрагменты классических индийских ковров, не встречающиеся ни в каком другом музее мира, большая коллекция ковров из Анатолии и Центральной Азии, несколько кавказских ковров 17 века, фрагменты турецких ковров, которых вы не найдете больше нигде за пределами Турции.

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 


Вышитый ковер
Кавказ, предположительно Карабах
18–19 век
150 x 120 см
Приобретен Д.Х. Майерсом в 1952 году

    Ковер интересен, во-первых, тем, что его рисунок напоминает знакомые с детства ковры, а во-вторых, он вышит крестом. Да-да, три тканых хлопковых полотна вышиты крестом шелковыми нитями, а потом собраны в единый ковер. Обратите внимание, как удивительно точно совпадет узор на полотнах, швы заметны только на кайме, сверху и снизу.


    С самого начала Джордж Хюитт Майерс включил в коллекцию музея не только ковры, но и иной текстиль. Причиной этого стал его интерес к общим мотивам в различных текстильных традициях. Стараниями своего основателя музей имеет прекрасное собрание раннего Исламского текстиля, включая текстиль коптов (египетских христиан). В музее множество интересных образцов текстиля из Индии, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Персии, Турции и Греции. В меньшем количестве представлен текстиль из Китая, Японии и Африки.
    На первый взгляд кажется, что накидка (на снимке справа) вышита белыми нитями. Однако она выполнена на красном фоне наметочным стежком красной шелковой нитью. Шелковые нити уложены в двух направлениях, и в зависимости от угла падения света работа выглядит так, словно она вышита двумя оттенками красного. Обилие красного цвета и геометрический узор – отличительные характеристики текстиля с греческого острова Наксос. В этой работе четырехконечные звезды, являющиеся основными элементами, искусно переплетены с небольшими узорами, которые заполняют пространства внутри и между звезд.

 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
Накидка на подушку, Греция, о-ва Киклады, о-в Наксос. 17–18 век
Полотняное переплетение, вышивка, наметочный стежок между элементами узора
Вышивка шелком по льну. 111 x 44 см. Приобретен Д.Х. Майерсом в 1940 году


Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение  

Даосистский халат Наследования, Китай
Конец 18 – начало 19 вв.
115 x 180 cm
Приобретен Д.Х. Майерсом в 1929 году


    Халат, носимый даосистскими священниками во время церемоний, вышит типичными китайскими, и прежде всего, даосистскими, символами, имеющими множество значений. В целом рисунок символизирует вселенную. Большая пагода в центре означает Рай, золотые диски – звезды, три полукруга ниже воротника – дом Триады Чистых (одним из триады является обожествленный Лао-Цзы).
По бокам полукругов – Солнце и Луна. Оставшееся пространство заполнено фениксами, облаками, горами, драконами, змеями, черепахами и другими благоприятными символами. На кайме, обрамляющей низ халата, вышиты лошади. Халат вышит шелком, металликом, в работе также использована позолоченная бумага.

Детское платье, Индия
20 век
Памятный подарок Рут Линкольн Фишер


    Платье сшито из шелковой ткани, связанной узлом и выкрашенной в зеленый цвет, и украшено пуговицами и зеркалами. Вышивка зеркалами, также известная как шиша (зеркало – в пер. с хинди), стала популярной в Индии в 17 веке, когда были открыты новые технологии производства зеркал.
 
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
Сегодня выдувное стеклоизделие покрывается серебром и разбивается на кусочки, чтобы использовать в вышивке. Существует много форм и размеров зеркал для украшения тканей. Наибольшей популярностью в работе пользуются круглые, квадратные и треугольные зеркала. В отличие от пуговиц и бисера, зеркала не имеют отверстий и пришиваются на ткань с помощью окружающих их стежков. Недавно вышивальщицы стали использовать обвитые нитью кольца, уложенные поверх зеркала и затем пришитые.
Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение  

    В музее также хранятся уникальные предметы текстиля из доколониального Перу. Особенно хорошо представлены стили Окукахэ, Наска, Уари, Чиму, Чанкай и Инка. Кроме того, коллекция включает в себя много изделий, выполненных в современных традициях и восходящих к доколониальным временам. Это изделия Гватемалы и Мексики, Перу и Боливии, Панамы, а также Андской территории Эквадора.


Вышитый перьями плащ
Перу, северное побережье, стиль Чиму
15 век
Хлопок и перья
Приобретен Д.Х. Майерсом в 1941 году

    ВО ВРЕМЯ моего посещения музея постоянная экспозиция была закрыта, а тематические выставки «Floral Perspectives in Carpet Design» и «Over One, Under One, and Much More...» после всего, что я прочла о музее, показались довольно скучными. Зато очень понравился постоянно действующий учебный центр. Предполагается, что он сделан для детей, но даже мне, взрослой тетушке, знакомой со многими рукодельными приемами, было интересно попробовать вставить в циновку тончайшую соломку, попытаться спрясть нить и посмотреть, как гармонично можно соединить различные приемы вышивки в одном узоре. А мой обычно равнодушный к «бабским заморочкам» муж с воодушевлением уложил пару нитей на имитации ткацкого станка.
    
    Информацию о тематических выставках можно найти на сайте музея. К сожалению, там не слишком много фотографий. Администрация же строго следит, чтобы посетители не нарушали правило «Не фотографировать».
    
    Ежемесячно на сайте музея меняется виртуальная экспозиция. Это замечательная возможность увидеть экспонаты музея, не отходя от компьютера.
    
    Много времени я провела в магазине сувениров. Чего там только нет! Книги, расписанные вручную шелковые шарфы, вышитые крестиком футляры для очков и кошельки, украшенные маленькими зеркалами… Обратила внимание на низкое качество вышивки крестикоми. Конечно, нелегко добиться ровных рядов на скользкой шелковой ткани, но крестикам, вышитым в разных направлениях, я оправдания не нашла.

Щёлкни мышкой по картинке, чтобы увидеть увеличенное изображение
 

    Очень понравился сад, прилегающий к музею, большой и лениво-спокойный, с выглядывающей из травы земляникой. Сидя на скамье в этом саду, трудно поверить, что всего в паре миль спешат по своим делам бизнесмены и, не переставая, щелкают фотоаппаратами туристы, суетливо перебегая от Капитолия до Белого Дома и дальше к Мемориалу. В саду, как и во всем музее, царит тишина и умиротворенность, которые для меня являются синонимами рукоделия.

Ольга АЧКАСОВА
Фото автора



Обзоры выставок:
    
   Выставка «Цветы из шелка и золота: Четыре века Оттоманской вышивки»
Flowers of Silk and Gold: Four Centuries of Ottoman Embroidery
18 февраля - 30 июля 2000
http://www.caron-net.com/may00files/may00fea.html
    
   Выставка вещей из Центральной Азии «От Амударьи до Потомака»
From the Amu Darya to the Potomac
7 сентября 2001 - 24 февраля 2002
    
The Textile Museum
2320 S Street, NW
Washington, DC 20008-4088

    
Использованы фотографии и тексты статей с официального сайта музея.
    
Интересные ссылки на экспонаты музея:

http://www.roxanefarabi.com/tm3112.php
http://www.roxanefarabi.com/qaba1972243.php
http://www.roxanefarabi.com/qaba198551.php
http://www.roxanefarabi.com/qaba3116.php




© 2005 Дизайн-студия "Sofronoff"