ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                 •  Дата публикации 10 ноября 2002 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                                         


Мелодия души украинской


Часть первая. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ.

Отчего – не знаю, но так происходит со мной всегда. Переплелись неразрывно в душе песни Украины и вышитые узоры её. Много лет они в моём сердце, дарят материнскую ласку свою, покой, терпенье и мудрость. Хочу поделиться с вами самой светлой моей любовью – любовью к украинской вышивке и знаниями о ней, собранными по крупицам отовсюду.

    ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ о вышивке в Украине встречаются у древних историков. Об этом свидетельствуют и археологические находки из скифских захоронений: всемирно известная золотая пектораль из Толстой могилы (4 столетия до н.э., хранится в Музее исторических драгоценностей на территории Киево-Печерской Лавры, г.Киев), чаша из Гаймановой могилы, серебряная ваза из кургана Чертомлык…
    Шедевры древнего искусства содержат сюжеты, которые дают возможность исследователям выявить и проследить разнообразие одежды, его пышное декоративное обрамление золотыми нашивками, аппликацией из цветной кожи, декоративными швами. Узоры создаются из соединения кружочков, спиралей, завитков, а также из пышной растительной орнаментации в виде стеблей растений, листа лавра, лотоса, гроздей винограда.
    Свидетельством высокого уровня вышивального мастерства может быть и одежда сарматов. (Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, языги и др.). В 6-4 вв. до н.э. жили на территории от р.Тобол до р.Волги. В 3 в. до н.э. вытеснили из скифов из причерноморских степей (Одесская область и Крым). Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. н.э. разгромлены гуннами.)

   
    Особенно интересные находки обнаружены в кургане Сватова Лучка в Луганской области – остатки женской одежды, щедро украшенной вышивкой бисером. Сенсацией также стали
   

раскопки Соколовой могилы в с.Ковалевка Николаевской области. Это захоронение знатной сарматки, одно из немногих не разграбленных. Здесь были найдены фрагменты золотого шитья на шелковой ткани пурпурного цвета. Вышивка датирована 1 столетием н.э. и является наиболее древней из всех известных историкам. Реконструкция этой композиции говорит о существовании наряду с орнаментальными мотивами конкретных изображений – капителей, колонн, веточек оливы, горшочков с ростками и других. Уровень исполнения этих вышивок подчёркнуто графического характера довольно высокий.
    О характере вышивки в дохристианский период мы можем узнать, рассматривая образец из Мартыновского клада в Черкасской области (VI столетие н.э.) – изображение человека. На его груди – широкие полосы геометрического орнамента. Именно тогда шло формирование художественно-стилистических способов шитья, зарождалась система знаков, символизирующих силы природы, космогонические представления о построении Вселенной, создавались образы, которые долго потом жили в вышивке и других видах искусства, напоминая о языческих верованиях наших предков.

    ВО ВРЕМЕНА Киевской Руси (IX-XIII вв.), в связи с введением христианства как новой религии, возникают и новые формы в искусстве. Память о той эпохе – непревзойденные памятники архитектуры, зодчества, ювелирного дела, и также художественного шитья.
   

Летописи упоминают вышивки в связи с различными событиями. Например, под 1147 годом указывается, что при разгроме Путивля были уничтожены вещи, шитые золотом; под 1164 годом записано: «и присла царь многие дары Ростиславу, оксамоты и павлоки и вся узорочья различная». Среди вкладов князя Васильковича под 1288 годом упоминаются «завесы золотом шитые», при описи церкви Георгия в Любляне летописи говорят о «платы оксамотны шиты золотом й жемчугом», «индитья золотом шита вся». («Плат» – скорее всего платок; «оксамот» – похоже на почти современное украинское слово «оксамит» – бархат.)
    Шитье в Киевской Руси достигает высокого художественного уровня и распространяется далеко за ее пределами. Об этом свидетельствует запись под 1143 годом, где упоминаются древнерусские работы в церкви на Афоне: «пелена с золотым обрамлением, с вышитым кругом, крестом и двумя птицами». Согласно древним рукописям, в конце XI в. Анна-Янка – дочь великого князя Всеволода, сестра Владимира Мономаха, основала в Андреевском монастыре в Киеве школу вышивки золотом и серебром. Из летописи также узнаем, что вышивала и княгиня Анна – жена киевского князя Рюрика Ростиславича. В конце 1936 г. во время археологических раскопок в Софиевском соборе в Киеве были найдены остатки вышивок, после реставрации которых потомкам предстала композиция «Оранта с двумя ангелами», а также изображения святых и часть растительного орнамента.
    В древнерусском искусстве четко определились два течения: искусства широких слоев населения, сквозь века пронесшего свои вкусы и представления из источников праславянских верований и идеалов народной красоты, и искусство, которое обслуживало княжеский двор, церковь и тяготело к официальной культуре Византии, перенимая ее формы и художественный язык.
    Вышивка в одежде древнерусских людей, кроме декоративности, несла заклинательную, символическую функцию, вышитый узор приобретал магическую силу. Узор размещался около шеи, на предплечьях рукавов, на груди, на подоле. Основное внимание уделялось обрамлению рукавов, т.е. проявлению уважения к работящим рукам. Языческие верования были тесно связаны с жизнью и работой людей. Больше всего в орнаментах встречаются геометрические мотивы, изображения птиц, исполненные четкого ритма, величия, гармоничного равновесия. Огромной разнообразностью отличаются растительные узоры – цветы, стилизованные изображения деревьев с гибкими стеблями и др.
    Языческая символика, связанная с культом плодородия, защитой человека от злых сил, обусловливает весь художественно-образный строй шитья, который датируется серединой XII – началом XIII веков.

Руслана

Перейти к следующей главе


© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"