ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Аннотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Полезный интернет
ссылки, анотации, покупки в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                 •  Дата публикации 31 декабря 2002 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                                         


Мелодия души украинской


Часть вторая. Украинская вышивка средних веков.

    ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ХI веком датируется широкое распространение в Украине шитья золотом - "гаптування". Техникой "в прикреп" мастерицы расшивали всевозможные покрова, фелоны, плащаницы, используя золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни.
    Для золотого шитья использовали самые разнообразные дорогие ткани: парчу, китайский и персидский шелк, итальянскую однотонную камку с крупным узором, западноевропейский бархат. Именно бархат больше всего полюбился мастерицам за глубокий, мягкий фон, на котором золотое шитье выделяется особенно контрастно. Мотивами для золотого шитья служили религиозные сюжеты и растительная тематика.
    Пытаясь восполнить ограниченность цветовой гаммы золота и серебра, вышивальщицы использовали различную фактурность ниток и разнообразные технические способы шитья. Например, в качестве нитки-основы под золотую нить использовались нити не только желтого,  но  и  зеленого,  розово-красного, черного цвета. Серебро чаще всего объединяли с белым или голубым цветом.

   
   

В результате создавалась неповторимая свето-теневая игра, до сих пор поражающая воображение.
    Однако в XIII веке развитие всей культуры Киевской Руси, в том числе и золотого шитья, было приостановлено татаро-монгольским нашествием. К счастью - только приостановлено, и уже в XIV-XVII столетиях наступил расцвет вышивальной "золотой" эры. При этом особняком в XVII-XVIII вв. стоят вышивки шелком в виде широких полос, которыми украшали скатерти, покрывала, рушники, подризники. Выполнялись они преимущественно зеленым, черным, красным цветом или в сочетании зеленого и темно-вишневого с незначительным добавлением золотой или серебряной нити.
    С бурным развитием торговли в XVI-XVII вв. на территорию Украины попадает большое количество армянских, турецких, персидских шелков, бархатов, парчи, восточных ковров. Под влиянием "соседских" узоров в украинском искусстве появляются стилизованные цветы лотоса, граната и других восточных растений, которые видоизменяются и получают своеобразную местную интерпретацию.
    Расцвет стиля барокко в конце XVII века приносит новшества и в украинскую вышивку. Растительные орнаменты становятся более рельефными, монументальными, вызывая ассоциации со скульптурным

декором в архитектуре. В золотом шитье наряду с техникой "в прикреп" появляется специфическая техника, при которой металлические нити накладываются на картонную подкладку и закрепляются через дырочки, проколотые по контуру.
    Самым значительным центром вышивки в этот период стал Киев. Особенно прославились своим уникальным мастерством монахини и послушницы Фроловского и Киево-Вознесенского женских монастырей. До сих пор в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике хранится удивительной красоты фелон (1749 г.), подаренный Киево-Печерской лавре монахиней Фроловского монастыря Натальей Долгорукой*. Фроловские мастерицы работали в тесном контакте с иконописной мастерской Киево-Печерской лавры, и именно в это время были заложены основные каноны литургийного шитья, а лица и руки святых в шитых иконах начали выполняться масляными красками.

   
   

    И все же наибольшего расцвета стиль барокко достиг в вышивке шелком, которой украшали одежду. В украинских музеях хранится значительное количество шелковых вышивок XVIII века. В рисунках наблюдаются перевязанные бантами и лентами разнообразные букеты, корзинки с цветами и овощами. Выполнены они гладью и старокиевским швом, характеризуются богатой цветовой гаммой, чаще всего усиленной желтым, зеленым, голубым фоном. По сравнению с предыдущим периодом, изменяется трактовка цветов, листьев, букетов, появляется многоплановость светотеней, усиливается натуралистичность и объемность в моделировании. Если в XVI-XVII вв. шитье можно было сравнить с рукописной книгой, гравюрой, то XVIII век демонстрирует непревзойденные образцы живописной трактовки растительного мира, свободной, непринужденной манеры

исполнения. Мастерицы словно расписывали иглой драгоценные шелк, бархат и парчу.    В XVIII в. в украинском искусстве усиливается интерес к пейзажу, изображению архитектурных сооружений. Интересно, что и в вышивке этого периода встречается целый ряд словно нарисованных кистью пейзажей, изображений соборов.
    С конца XVII века в украинской вышивке возникает цеховое движение: в 1658 году во Львове создается вышивальный цех, многие монастыри полностью занимаются только вышивкой (в том числе уже упоминавшиеся Фроловский и Вознесенский монастыри в Киеве) и выполняют сложные большие заказы. Уже в конце XVIII - в начале XIX вв. в Украине существует огромное количество помещичьих мастерских, в которых крепостные девки украшают вышивкой скатерти, подушки, одежду, кошельки, чехлы на мебель. Известны мастерские Гудыма-Левковича в селе Григорьевка Киевской области, Тарновских в Качановке на Черниговщине, в селах Клембовка, Яланец на Подолье, Долина на Полтавщине и многие другие. В помещичьих мастерских начинает распространяться вышивка белым шелком на тонкой прозрачной ткани. Ею украшали чепцы, шарфики, носовые платки, различные детали женской одежды. В основе орнаментации - тонко прорисованные изысканные цветы, пышные букеты, перевязанные бантами, лентами и др. Для усиления эффекта добавлялись золотые и серебряные нитки, мережка. Расцветает вышивка гладью разноцветным шелком.
    А уже с XIX столетия распространяется и бисерная вышивка.

Вернуться к первой части
 
Продолжение следует...


 
   


Наталья Долгорукая*, княгиня, в девичестве Шереметева. Последовала за мужем в ссылку, после его казни, воспитав детей, приняла постриг.
Это ей посвящены некрасовские строки из «Русских женщин»:
«Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но мир Долгорукой еще не забыл...»

Подробнее о судьбе этой русской женщины читайте здесь

 

© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"