ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                •  Дата публикации 12 августа 2004 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ


Главная страница -                                                                                  





Тряпичные куклы

Кукла — самая главная и важная игрушка для детей всех возрастов. Даже став взрослыми, многие продолжают коллекционировать их, шить и мастерить, создавая порой настоящие произведения искусства. Разнообразие кукольного мира столь велико, что его трудно привести в какую-то систему. Кукла не рождается сама, она обретает жизнь благодаря фантазии и мастерству человека.

Куклы различаются по сложности и методам исполнения, материалу, внешнему виду, предназначению. Хрупкие и изящные — фарфоровые куклы, пластмассовые, резные — деревянные, тёплые и мягкие — тряпичные, куклы-сувениры, которые украшают интерьер дома, — выбор необычайно богат! Но было ли так всегда? Какие игрушки были у наших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек?

Куклы-защитницы

У каждой народности существовало с самых давних времён какое-либо подобие куклы, различались только способы создания, материалы для изготовления и применение. Считается, что самая древняя кукла найдена в Египте и датируется 20 в. до н. э.

У куклы (в основном, сшитой из лоскутов или сделанной из дерева) помимо прямого назначения — увлекать игрой детишек — был ещё ряд важных задач. Её использовали в различных обрядах, делали обереги, преподносили в дар богам.

На Руси тряпичные куклы традиционно делились на три основные группы: игровые, обрядовые и обереги. Среди игровых кукол самой популярной была Закрутка, её не шили, а скручивали из лоскутков. Обрядовых кукол было большое количество: к каждому празднику, посеву и сбору урожая мастерили разных кукол, причём при их изготовлении не использовали иглы и прочие острые предметы, а ткань и нитки не резали, а рвали.

Среди оберегов известны 12 «кукол-лиходеек». Их делали сразу на год, по одной на каждый месяц: шили 12 фигурок, соединяли красной нитью и подвешивали возле печи, чтобы они отпугивали болезни и несчастья.

Будущая мама всегда делала оберег для малыша; из поношенной чистой домотканины шила куколку, которую бережно укладывала в колыбельку новорождённого. Считалось, что такой оберег защитит малыша от сглаза и порчи, а также передаст частичку жизненной силы, необходимый в этот период жизни.

Традиции мастерства

Учить девочек шить кукол начинали с малых лет. Поэтому старшая дочка шила игрушки и себе, и своим младшим сёстрам и братьям, и подругам. Девочки старались шить аккуратно, делали всевозможные украшения, шили нарядные и яркие сарафаны для кукол. Качество работы оценивала мама или бабушка. По мастерству изготовления одёжки для куколки судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу, ведь она должна была сама подготовить себе приданное и подарки для семьи будущего мужа. Если платьице получалось красивым, швы ровными и аккуратными, цвета вышивки и орнамент искусно подобраны, да и сама куколка сшита с любовью, то девочку начинали обучать уже шитью взрослой одежды. Если же девочка не проявляла должного старания и усердия в изготовлении куклы, её считали неумёхой и к серьёзной работе не допускали.

Помимо хлопчатобумажной и льняной ткани в шитье традиционной куклы использовали и другие природные материалы: лыко, камыш, травы, солому (обычно ей или обрезками ткани набивали туловище игрушки).



© 2004 Дизайн-студия "Sofronoff"